Ретивые кони, погоняемые кнутами и гиканьем, гнали так, что пена с боков летела клочьями. За собой кони несли простые сани, в которых испуганно металась юная царица дивной красоты...
Между Анной и ...Анной
Царя Ивана Васильевича Грозного в чем только не обвиняли: и лют был, и жен менял, и невестку с сыном и внуком погубил.
Образ царя начали "демонизировать" еще при Борисе Годунове, при первых Романовых продолжили, а в 19-м веке этому монарху приписали то, в чем Ивана и вовсе нельзя обвинить.
К семи законным (и не очень законным) женам добавили восьмую, "вставив" ее между двумя Аннами: Колтовской и Васильчиковой, то есть в промежутке между сентябрем 1572 года, когда Анна Колтовская уехала в Тихвинский женский монастырь и сентябрем 1574 года, в котором Грозный сочетался браком с Анной Васильчиковой.
Брак с Васильчиковой церковь объявила незаконным. И так царю пошли навстречу, разрешив 4-е венчание с Колтовской, признав брак с царицей Марфой Собакиной "неосуществленным" по причине тяжкой болезни невесты и ее скорой кончины.
Неужели в эти 2 промежуточных года у царя была еще одна жена?
Откуда ноги растут
"Хронограф о браках Ивана Грозного", документ созданный в 17-м веке, восьмую царицу не называет, описания свадеб царя, документы о вкладах Ивана Васильевича, сделанных в монастыри для поминовения душ усопших жен тоже молчат.
Ни слова не говорит о вопиющем случае расправы с царицей и "Синодик опальных", список, куда царь повелел занести имена приговоренных им к казни. Кого вспомнил, конечно, но жену же трудно забыть!
Даже Николай Михайлович Карамзин о ней не пишет.
Имя восьмой царицы Ивана Грозного всплывает лишь в 19-м веке: Афанасий Бычков, бывший директором Императорской публичной библиотеки, сослался на некий источник, где между Колтовской и Васильчиковой упомянута еще одна супруга царя. Этого документа больше никто не видел.
По сообщению Бычкова, звали ту девицу Марьей Долгорукой, от роду ей было 18 лет. Долгорукие - род знатный, если бы из их рода девица хоть на краткий период времени попала в царицы, пусть и невенчанные, то летописи бы непременно оставили след об этом.
Да еще с подробным описанием, кто, чьих именно Долгоруких будет, кем был отец или иные родственники. Ничего этого не найдено. Но легенда о царице Марье достойна Голливуда.
"Порченая" невеста
В 1573-м году, после удаления в монастырь Анны Колтовской, решил царь Иван взять себе еще одну жену. Собрали брачный пир, на который явились опричники, а царская невеста, силком выдаваемая за злого царя, сидела бледная и печальная.
После пира удалился царь с новой женой в покои, а немного погодя, рассвирепевший монарх призвал слуг:
"он узнал, что она еще прежде потеряла своё девство"
Кто был второй виновной стороной - не сообщается. Нет и сведений о том, что царь приказал наказать за "порченую" невесту ее родственников, а ведь это было бы логично. Ведь не на разведенной, как Василиса Мелентьева, женился царь, а на девице!
Царь с "виноватой" новобрачной велел поступить лихо: связали, уложили в сани, хлестнули коней и на бешеной скорости, опрокинули сани с Марией то ли в речную полынью, то ли в озерную прорубь.
Слухи
Разумеется рассказы возникли не на пустом месте: слишком одиозной фигурой был Грозный и запутанной была его личная жизнь.
Можно допустить, что существовала на самом деле некая девица, возможно из знатной семьи. Иван Грозный решил извести эту семью, а девицу перед тем, взял к себе. Не замуж, а "потехи" ради. А наигравшись, избавился от девушки.
Так частенько поступали и царские опричники.
Но не из рода Долгоруких она была и уж точно женой царя не являлась. В подобных легендах упоминалось еще много имен и подробностей. Лично я слышала о закопанных по приказу царя санях с юными влюбленными: царской женой и ее сердечным другом.
Государь Иван Васильевич не был примером кротости, доброты и благочестия. Совершил много и всякого, еще и лишнее приписали.
Другие публикации о временах правления царя Ивана IV читайте на моем сайте злючка.рф.
А еще на сайте вышла эксклюзивная статья про трагические тайны рода Пушкиных. На канале ее не будет.
Иллюстрации из свободного доступа сети Интернет