Привет, подписчики и читатели!
Мне в руки попал необычный артефакт прошлого: хозяйственное мыло USHA из Индии. Его производят вот уже более 70 лет и в этой заметке я расскажу, почему за ним охотились даже в СССР, а сейчас старые куски мыла продают старьевщики по всему миру!
Честно говоря, я не сразу понял этот феномен: уж хозяйственного мыла-то в союзе всегда хватало! Но не всё так просто: несколько простых факторов, соединившись, сделали этот товар ну очень желанным для советских граждан.
Популярность не утрачена и сейчас: и в России и даже в США все еще существуют целые интернет-магазины с этим мылом.
Один из сотен магазинов с мылом USHA в США:
А вот объявление на антикварном форуме в России:
Что необычного в этом мыле?
Как и всегда с такими вещами: всё дело в истории, которая кроется за ними. И эта история, появившись в нужное время и нужном месте, обеспечила чуть ли не культовый статус какому-то куску мыла!
Фактор №1
На дворе 1970-е годы: можно много нелестных вещей вспомнить о том времени, но вот дефицита хозяйственного мыла не было никогда. Но вот любовь к "импортному товару" у людей уже начала появляться.
Прилагательное "импортное" стало синонимом "качественное" — и это первый фактор. Любой товар из-за бугра автоматически становился предметом желаний.
И, казалось бы, что тут такого: нам весь импорт теперь считать "культовыми товарами"? Нет! Потому что есть еще 2 фактора...
Фактор №2
Угадайте, кто был крупнейшим торговым партнером СССР среди развивающихся стран? Правильно — Индия!
При этом готовых товаров, которые сразу отправлялись на полки магазинов, оттуда импортировалось не так много. Кроме этого мыла и чая я ничего больше вспомнить не могу.
Напомните в комментариях, что еще было индийского, если хорошо помните эти времена.
И получилось так, что спрос на импортное было огромным и предложение тоже было немаленьким. Мыло сметали с полок, как только оно появлялось в магазинах (а появлялось его немало!). В итоге запасы советско-индийского мыла все еще распродаются по всему миру!
Фактор №3
Индия и Голливуд! Как?! Рассказываю.
Этот фактор вряд ли сильно повлиял на популярность мыла в СССР, но вот во всем мире — однозначно.
Дело в том, что в 1970-1980х годах прошлого века произошло так называемое "восточное вторжение" в Голливуд — культура Востока проникла на экраны.
Голливудские звезды вдруг тоже решили, что Индия — истинный духовный центр мира. Паломники из Голливуда уезжали за духовными практиками, а привезли с собой йогу, буддизм и всевозможные "магические" индийские товары. Мыла USHA было в их числе.
Ставьте лайк и подпишитесь на канал: так я пойму, что подобные темы вам интересны. У меня целый склад антиквариата! Рассказать?