Найти в Дзене
РУССКИЙ СЛЕДОПЫТ

Ловец ветра, или флюгер как смысл жизни

Оглавление

Он делает флюгеры и кинетические машины. Флюгеры «крепит на небо», на самом деле – на конек своего деревенского дома. Который, кажется, давно уже должен бы улететь на этих стальных парусах… 

Источник: Русский следопыт

Геннадий Лаврентьев в своей мастерской
Геннадий Лаврентьев в своей мастерской
Дом Лаврентьева в Кормиловке не заметить невозможно. Львы на воротах во двор, на гаражных - парящие орлы, по коньку крыши - флюгеры и кинетические машины...
Дом Лаврентьева в Кормиловке не заметить невозможно. Львы на воротах во двор, на гаражных - парящие орлы, по коньку крыши - флюгеры и кинетические машины...
 А если, как говорит мастер, флюгер «на небо закрепить» — настоящая красота
А если, как говорит мастер, флюгер «на небо закрепить» — настоящая красота
Кошки, тигры, русалки, петухи,.. – фантазии мастера нет предела
Кошки, тигры, русалки, петухи,.. – фантазии мастера нет предела
Тигр-канатоходец
Тигр-канатоходец
Одна из кинетических машин. Не самая сложная
Одна из кинетических машин. Не самая сложная

Дом Геннадия Лаврентьева в Кормиловке, что в Омской области, найти несложно. Он сегодня стал маленькой достопримечательностью поселка. Люди, проходящие мимо, часто останавливаются, делают фото на память. С любопытством в ворота заглядывают дети. Они свободно могут зайти во двор — там много интересного. Хозяин говорит: «Мои двери всегда открыты, пусть люди смотрят на красоту, мне не жалко».

Несколько лет назад токарь с сорокалетним стажем занялся необычным ремеслом. Хотя никакое это не ремесло, а настоящее творчество: Геннадий Лаврентьев начал делать флюгеры и кинетические скульптуры.

— Я токарь, всю жизнь токарил. Сейчас уже и спина болит, и ноги не ходят, здоровье подводит. Все равно. Флюгеры я для души делаю, — говорит Геннадий Лаврентьев.

Кто-то предложил ему усовершенствовать конструкцию флюгера, который он установил на своей крыше, чтобы ветер вырабатывал ток.

— Мне не надо. Мне надо, чтобы люди посмотрели, что человек может руками сделать, — отвечает мастер.

Он не спорит: от его «железа» никакой пользы, кроме эстетики, и нет. Из грубого материала изящную вещь сделать, а тяжесть в ажур превратить — это надо руки иметь, голову, фантазию. И любовь к делу, конечно же. Без нее железки так и останутся железками.

— А вы посмотрите, как на фоне синего неба флюгер смотрится. Только что стрелы нет. И не надо, испортит она все. И так красиво, — доволен Геннадий Сергеевич.

Он вообще доволен тем, что делает. Не стесняется рассказать, как тяжело рождается этот металлический шедевр, в пыли, стружке, сварке, едком дыму, с болями в спине и со стертыми коленями. Это кажется, что все просто. А тут целая технология и большой человеческий труд. Вот поэтому его легкое, бесхитростное хвастовство не вызывает ничего, кроме уважения и — время от времени — непроизвольного «ух ты!».

ТВОРЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Геннадия Лаврентьева отлично знают все фермеры в Кормиловском районе. Все едут к нему за деталями. Производства свернулись, станков нигде нет, а комплектующие нужны. Ехать в город дорого и долго, а тут опыт, качество и работа на совесть.

Постепенно со своими токарными делами Геннадий Лаврентьев занял практически всю территорию двора, даже баню снес, чтобы токарку построить.

— В 1972 году я устроился в кормиловский промкомбинат. 13 лет там отработал, потом еще в райпо, потом в комплексной ремонтной бригаде при больнице. После этого решил на себя начать работать. А потом вот этот вот станок купил, — Геннадий Сергеевич дружески хлопает по большому металлическому агрегату. — Они хотели его в металлолом сдать, а я купил.

Три года этот станок, разобранный, валялся на пилораме за Юрьево. Пока Геннадий Сергеевич его не забрал. Такая вещь пропадала! Пришлось кран нанимать, чтобы его привезти.

Привезли, а станок большой, в двери не входит. Затянули кое-как. Затем хозяин фундамент вокруг залил, а потом начал по периметру стены возводить.

В итоге три года без бани жили, пока новую не построили.

Сегодня станков у него два. Восстановленные, покрашенные, работающие, красивые. Летом мастер детали изготавливает для фермеров, а зимой, когда работы мало, флюгерами занимается. Несколько лет назад к токарному делу подключился и сын Сергей. Сегодня он помогает отцу в его металлическом «творчестве».

— Я доволен тем, что мой сын это ремесло подхватил, что у него получается. Есть кому передать, есть кому дальше людям помогать, — говорит Геннадий Лаврентьев.

МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

В домашнем «музее» Геннадия Сергеевича около десятка флюгеров. Лебединая пара с маленькими лебедятами, кот, солнце, резные львы, в каждом из которых 1100 отверстий, соединенных электролобзиком, а вот еще один флюгер, изображающий медведя, который ловит рыбу. Стоят себе, и вроде бы ничего особенного. Плоские металлические листы с изображениями.

Но если, как говорит мастер, эти листы железа «на небо закрепить» — настоящая красота. Чтобы флюгер работал как надо, нужно наладить его парусность, настроить баланс, отрегулировать. Криво сделаешь — не будет работать, а с умом — значит, флюгер легко «ветер поймает». Всей этой науке Геннадий Сергеевич научился сам.

Для переноса изображения на металл он использует польский кинопроектор, под который подставляет лист картона с аккуратно вырезанным рисунком. С помощью этой нехитрой технологии трафарет размером с обычную альбомную страницу можно увеличить в несколько десятков раз, затем обвести тень на листе металла маркером и после этого приступать к самому трудоемкому этапу — высверливанию силуэта будущего флюгера.

— А вот это знаете, что такое? — показывает Геннадий Сергеевич на конструкцию, стоящую во дворе. — Кинетическая скульптура. Ею занимается американец Энтони Хоу. Я посмотрел его работы и начал делать свои собственные конструкции.

И у американца Хоу, и у кормиловца Лаврентьева главный компонент в их кинетических скульптурах — ветер. Можно сказать, это условие их жизни, которое обеспечивает их движение. Но если Хоу делает свои металлические скульптуры похожими на объекты из фантастических фильмов, то у Геннадия Сергеевича явный уклон в естественные, природные формы.

Большая, красивая, блестящая золотом на солнце, она напоминает странный гигантский цветок. Листья для нее он заказал в Санкт-Петербурге, купил на собственную пенсию (впрочем, все остальные материалы для творчества также приобретаются на личные сбережения, а визиты на металлобазу — рабочая рутина).

— «Ярусы скульптуры крутятся в разные стороны: этот — сюда, этот — туда, а этот — вот так», — показывает автор и начинает демонстрировать движение элементов. — Аккуратненько все сделано, видите? А как обработано! Одних подшипников на полторы тысячи. Вот, смотрите: это — сварка, а листья под углами. Такая конструкция любой ураган выдержит, — с гордостью говорит Геннадий Сергеевич.

Мастер признался, что готов подарить эту скульптуру Кормиловке. Тем более как раз повод есть — юбилей поселка. У него и идея уже готова, где ее разместить.

— Скульптура хорошо бы смотрелась на въезде — на высоком постаменте, с большими буквами: «КОРМИЛОВКА», чтобы издалека видно было. Крутилась бы себе, десятки лет прослужила, — рассуждает Геннадий Сергеевич.

Ну а пока она продолжает стоять в его дворе-музее (здесь обычная мусорная корзина — и та с художественными завитушками). Супруга, к счастью, против этого не возражает. Тем более новую баню, пусть и через несколько лет, он все-таки построил.

В ОЖИДАНИИ ПРИЗНАНИЯ

— Вообще я омич. Родился на улице Ленина. Там роддом, а рядом — ЦУМ был. Потом в Кормиловку приехал, школу закончил, после школы в училище от агрегатного завода на токаря поступил — техника мне всегда была интересна, — вспоминает Геннадий Лаврентьев.

Сейчас, правда, нет ни роддома, ни ЦУМа, ни даже агрегатного завода. О развале производства Геннадий Степанович говорит с особой грустью. С этим же чувством говорит и о том, что его творчество пока остается коммерчески не востребованным. Задешево продавать свой труд он не хочет. Люди же, в свою очередь, не спешат расставаться с деньгами, несмотря на то, что популярность флюгеров в последнее время заметно выросла.

Дело-то, конечно, для души делается. Но очень уж оно затратное, и физически, и материально. Вложений требует много, труда тоже. Да еще и расчеты верные нужно сделать, чтобы потом «ветер поймать». Если бы это творческое производство деньги приносило, мастер был бы не против. К тому же покупка изделия — это своего рода очень убедительное признание, а признания любому художнику хочется.

— Ну а пока пусть у меня стоят. Память будет, — говорит Геннадий Лаврентьев и добавляет. — Я тут еще одну штуку придумал: земной шар буду делать, а сверху кинетическую вертушку в виде короны поставлю…

Соседи ему в шутку советуют деньги с людей за вход в свой двор брать. Он отмахивается: ерунда.

Включает станок и продолжает работать. Очень ему не нравится, когда его от работы отвлекают. Чтобы мысль не спугнули и с расчета не сбили. Ему еще ветер ловить. 

Странно, что при такой нагрузке дом Лаврентьева еще не поднял ветер
Странно, что при такой нагрузке дом Лаврентьева еще не поднял ветер
«Вот смотри, в каждом – 1100 отверстий! Сначала сверлишь, потом соединяешь…»
«Вот смотри, в каждом – 1100 отверстий! Сначала сверлишь, потом соединяешь…»
«Ярусы скульптуры крутятся в разные стороны: этот — сюда, этот — туда, а этот — вот так..»
«Ярусы скульптуры крутятся в разные стороны: этот — сюда, этот — туда, а этот — вот так..»
Но солнечные лебеди – по-прежнему главное украшение дома
Но солнечные лебеди – по-прежнему главное украшение дома
Медведь поймал солнце
Медведь поймал солнце
У нас будет еще много интересного. Подписывайтесь на канал Русский следопыт, ставьте лайки

Еще больше фото: http://rusfinder.ru/catalog/ot-avtora/ljudi-sveta/lovets-vetra-ili-fljuger-kak-smysl-zhizni

Птицы
1138 интересуются