Как в нашем банкомате сняли 30000 руб. вместо 3000 руб.
Банкомат ошибаться не может. А вот специалисты, которые его обслуживают — легко.
Однажды, к нам в отдел вошёл клиент с двумя пятитысячными банкнотами в руках.
— Смотрите, что мне ваш банкомат выдал! — радостно сообщил он.
Оказалось, что он хотел снять всего лишь одну тысячу рублей, а банкомат вместо двух пятисоток выдал две пятитысячные банкноты.
Мне стало страшно: сколько ещё клиентов могло получить лишние деньги, а сообщать об этом не стали?!
Забрав у клиента деньги, я дал ему свою тысячу рублей, чтобы потом внести 9000 в кассу. И, будем откровенны, этим я нарушил правила. Мы должны были составить акт и уже на основании акта принимать у клиента деньги. Но, честно говоря, мне было не до этого.
Срочно провели инкассацию банкомата (хорошо, что он находился в здании банка). Так и есть — недостача! Кто-то ещё получил пятитысячные вместо пятисоток.
Выяснилось, что кассир перепутала кассеты и загрузила в кассеты для пятисоток банкноты номиналом 5000 руб. и наоборот.
Недостача составила 27000 руб. Это означало, что вместо 6 банкнот по 500 руб. было выдано 6 банкнот по 5000 руб.
Стали смотреть журнальный файл банкомата и выяснили, что эти банкноты были выданы за 6 операций одному и тому же человеку! То есть он, обнаружив, что банкомат выдал ему вместо пятисот рублей пять тысяч, решил снять ещё. И, похоже, на карточке у него было всего 3000 рублей, иначе он наверняка снял бы больше.
Хуже всего было то, что это был клиент другого банка. Т.е. мы не знали кто он, где живёт и у нас даже не было его номера телефона.
Кто ищет тот всегда найдёт
Недостача в банке — это всегда ЧП. Если деньги не удалось вернуть, то возмещают их материально ответственные лица — кассиры или управляющий. Ни мне, ни кассиру не хотелось вносить такую сумму (у кассира, месячная зарплата была меньше суммы недостачи — она ревела навзрыд).
Хорошо, что есть такие специальные люди — служба безопасности. Я созвонился, рассказал о ситуации, передал им номер карты, не особо надеясь на то, что «счастливчика» найдут.
Но его нашли. Как его нашли, я представляю слабо. Но, чтобы вы понимали, в банках в качестве экспертов по безопасности очень часто работают бывшие сотрудники МВД или ФСБ. И в трудных ситуациях, безопасники разных банков друг друга выручают. Вот и в этот раз, нам по номеру карты, сообщили ФИО клиента и телефон.
А к вечеру мне прислали целое досье на клиента: фотографии из соцсетей, телефоны его и жены, адрес, номер автомобиля и даже список оплаченных штрафов (зачем-то).
Я позвонил клиенту представился и пригласил его прийти в банк «чтобы разрешить ситуацию, которая произошла с его карточкой в банкомате». Клиент пообещал прийти завтра утром.
Клиент не хочет возвращать деньги
На следующий день клиент сидел у меня в кабинете. А я демонстративно положил на край стола папку, в которой было собранное на него «досье».
Я сразу попросил клиента вернуть деньги в кассу, ведь он получил больше чем он запрашивал в банкомате. Клиент, начал возражать — похоже, он начитался «геройских» историй в интернете:
— У меня есть чеки на сумму 3000 руб. Именно эта сумма списана у меня со счёта!
— Вы знаете, мы с Вами читаем одни и те же сайты, я тоже встречал советы говорить именно так. Но давайте будем благоразумны, к чему доводить дело до крайностей?
Клиент, попытался поймать меня на другом:
— Откуда я знаю, о какой сумме идёт речь. У вас есть какой-то документ, подтверждающий, что в банкомате не хватало денег?
Это, кстати, очень интересный вопрос. Дело в том, что в банках, сотрудники часто боятся оформлять недостачу — боятся гнева руководства, не знают как оформлять это по документам, и сразу компенсируют недостачу собственными силами (залезая в долги и кредиты). В этом случае, никаких актов не составляется, и у банка нет оснований обращаться в суд. Видно именно на это рассчитывал «счастливчик».
Но у меня такой документ был: после инкассации банкомата мы составили акт, где была указана недостающая сумма; все бухгалтерские проводки были выполнены верно.
Клиент подумал и полез в кошелёк.
Я достал заранее подготовленный акт, мы его подписали, и деньги были внесены в кассу.
Когда через год этот клиент пришёл к нам за кредитом, то он получил отказ. Понятно почему.
Почему нужно возвращать деньги, если банкомат выдал больше
Банкоматы иногда выдают больше или меньше. Такое происходит очень редко, но всё же.
Если банкомат выдал больше, то первое желание клиента — не возвращать деньги. Но прежде чем решиться на такой шаг, нужно понимать:
- Иногда говорят, что деньги в банкомате застрахованы, а значит их можно не возвращать — заплатит страховая. Нет, это не так. Денежные средства в банкомате страхуются от пожара, от кражи и т.п. Но не от ошибок сотрудников.
- В большинстве банкоматов сейчас установлена камера. Часто одна из камер установлена ещё и так, чтобы было видно какие банкноты получал клиента.
- Если клиент откажется вернуть деньги, то банк добьётся возврата средств через суд.
- Компенсировать недостачу скорее всего придётся кассирам. Это самая низкооплачиваемая должность в банке (меньше получают только уборщицы). Даже если сумма вам кажется не очень большой, то для кассира эта сумма может быть очень значительной. Пожалейте человека, верните деньги.
Друзья, поставьте лайк, чтобы я понял, что эта тема вам интересна.
И подпишитесь, чтобы не пропустить следующей публикации!