Найти тему
РЕКА ВРЕМЕНИ

Первым сбитым самолетом Покрышкина стал советский Су-2, но если бы не Александр Иванович, могла случиться еще большая трагедия

О том, что первым сбитым самолетом нашего прославленного аса Александра Ивановича Покрышкина был советский Су-2, я впервые узнал от своего отца, который был авиамехаником истребительного авиаполка. Я тогда еще не был знаком с книгой Покрышкина "Небо войны", где он описывал этот случай, и слова отца стали для меня откровением.

Ближний бомбардировщик Су-2
Ближний бомбардировщик Су-2

Это было сразу же после войны и в Троицке на военном аэродроме, который в просторечье звали «Горка» базировался истребительный авиаполк, который летал на американских самолетах «Аэрокобра». Впоследствии этот полк был перевооружен и получил первые реактивные истребители МиГ-15.

Приезжал на этот аэродром и Александр Иванович Покрышкин. Во время встречи с личным составом полка Александр Иванович рассказал о своем боевом опыте, очень хорошо отзывался об американском самолете, на котором он одержал большинство своих побед. Мне не специалисту, трудно судить, что они там делали, но я понял, что авиатехники немного модернизировали самолет и во время нажатия на гашетку стреляли сразу и пушка и пулеметы, установленные на нем.

Александр Иванович Покрышкин. Сзади него самолет "Аэрокобра"
Александр Иванович Покрышкин. Сзади него самолет "Аэрокобра"

Как говорил Александр Иванович: «Залп получался очень мощным и от немца только клочки летели». В то время не принято было хвалить американскую технику, тем более уже шли воздушные бои в небе Северной Кореи между советскими и американскими летчиками. Были на аэродроме пилоты, которые тоже принимали участие в этой войне.

На вопрос из зала рассказать о первом сбитом самолете, слушатели получили неожиданный ответ:

«Первый самолет, который я сбил 22 июня 1941 года, был нашим новым ближним бомбардировщиком Су-2.»

Зал онемел от удивления.

«Да, не удивляйтесь. Нам сообщили, что в нашем направлении идут немецкие бомбардировщики. Я тогда летал на МиГе. Мы заняли кабины и находились в готовности номер один.

Высотный истребитель МиГ-3
Высотный истребитель МиГ-3

Взлетели красные ракеты, и мы поднялись в воздух. Я увидел группу самолетов идущих в стороне от нашего аэродрома. Самолеты имели необычный, незнакомый мне силуэт. Я сумел разглядеть, что это одномоторные бомбардировщики, а кабина пилота и штурмана имеет общее остекленение.

Размышлять некогда, да и уточнять, что это за самолеты, тоже нет времени, и я провел атаку. Огонь открыл, когда подошел к нему на «пистолетный выстрел». Видел, что попал в него и самолет начал резкое снижение.

В это время я оказался выше строя бомбардировщиков и увидел, что один из самолетов раскачивает крыльями, а на них красные звезды! Я сбил своего! Что я почувствовал в этот момент, описать невозможно.

А тут еще наши истребители тоже начинают выполнять маневры, чтобы начать атаку. А в наших МиГах нет радиостанций, и я не могу сообщить, что мы атакуем своих! Пока летчики разберутся, что это за самолеты, половину бомбардировщиков посбивают. И тогда я бросил МиГ наперерез своим истребителям.

С одним я едва не столкнулся, и он ушел в сторону, но другие продолжают атаку. Пришлось даже открывать предупредительный огонь из пулемета. Кое-кто все-таки успел атаковать, но, к счастью промахнулись.

Сбитый мною самолет благополучно сел на «живот», остальные ушли в сторону своего аэродрома. На земле я доложил командиру полка о том, что атаковал и сбил свой самолет. Ожидал ареста и суда, но видимо, в суматохе тех дней, было не до меня.

Наши летчики возмущались о том, что из-за идиотской секретности нас даже не ознакомили с нашими новыми машинами, и сетовали, что наши новые МиГи не имеют радиосвязь.»

После этого рассказа прославленного асы из зала посыпались вопросы, на которые Александр Иванович давал четкие интересные ответы. Он был незаурядным пилотом, бил врага в упор, наверняка. Может быть, это и спасло группу наших бомбардировщиков от полного разгрома, потому что, Александр Иванович подошел к ним так близко, что смог разглядеть звезды. Ведь в воздушном бою, зачастую, некогда рассматривать то, что нарисовано на самолете, а атакуют по силуэту.

Александр Иванович был интересным собеседником, ни кичился своими Звездами Героя, разговаривал по-простому. Но чувствовалась в этом незаурядном человеке сила характера, воля. Отец очень высоко отзывался об Александре Ивановиче и называл его, если выразиться современным языком «эталоном честности и порядочности».

.