Мир стремительно меняется буквально на глазах. То,что еще вчера казалось совершенно невозможным, сегодня уже оказывается реалиями современной политики. Попытки,и попытки небезуспешные, современной России вновь стать великой державой после достаточно длительного периода упадка, наступившего в связи с распадом Советского Союза, требуют осмысления и идеологического обоснования. А таковые возможный только на основе знания и понимания истории Российской Державы: откуда она пошла?, каковы были ее слагаемые?, наследницей чего она является? Вопросы эти непраздные. От ответа на них зависит и самосознание российского народа, и выбор как внутриполитических, так и внешнеполитических ориентиров и направлений движения— с кем и как взаимодействовать, с кем вступать в союзы, а кому противостоять и так далее, и тому подобное. У разных историков и политологов разные взгляды на эти вопросы и ответы на них.
Конкретным поводом для написания этой статьи послужила моя воображаемая полемика с известным политологом, активным участником многих политических теле-и радиопередач, С.А.Багдасаровым. В основном и целом я согласен с его взглядами и предлагаемыми им методами решение политических задач, вслед за ним я готов назвать себя русским или российским имперским националистом. Но кое в чём с уважаемым Семеном Аркадьевичем у меня есть расхождения. В частности, во взглядах на природу Российской Империи он "византиец", а я "ордынец". Свою дискуссию с ним я рассматриваю как дружескую. Но, на мой взгляд, она важна, потому что, повторяю, от тех или иных выводов зависят те или иные практические политические ориентиры и действия в современной непростой ситуации в мире.
Современная Россия— безусловно, империя, кто бы что ни говорил и какое бы официальное название не носило на протяжении своей истории Российское государство. Россия— именно империя с самого начала своего возникновения во времена правления великого князя Московского и первого русского царя Ивана III. Более того, Россия вообще может существовать только как империя, и никак иначе. Никакое моноэтническое государство,устроенное по принципу "Россия только для русских" в России просто невозможно без того, чтобы Россия не перестала бы быть Россией.
ЧТО ЕСТ ИМПЕРИЯ И С ЧЕМ ЕЁ ЕДЯТ
Но что такое империя, Каковы ее признаки и характерные черты? Представляется, что таковых основных можно указать четыре:
1. Наличие имперской территории, т.е. объединения в рамках единого государства нескольких разнородных в этническом и культурном плане территорий без уничтожения самобытности последних. Характерной особенностью имперской территории, в отличие от территорий просто национальных государств, является наличие системообразующего ядра-метрополии с проживающей там так называемой титульной нацией, и периферийных территорий с иноэтническим, часто инокультурным населением, подчиненных этому ядру.
2. Сильная центральная власть, распространяющаяся на эти территории и объединяющая их в рамках единого государства.
3. Наличие централизованного и иерархически выстроенного бюрократического аппарата, с помощью которого происходит управление этими территориями.
4. Имперская идея, провозглашающая особую миссию данного государства в окружающем мире или, как минимум, его особую задачу, и утверждающая, как правило, тоже особый, фактически священный, сакральный характер центральной власти этого государства.
Кроме того, по признаку взаимосвязи метрополии империи и её периферийных территорий, все империи можно разделить на естественные, или органические и искусственные, или механические.
В органической империи имперское ядро и периферийные территории не находятся в отношении жёсткого господства-подчинения. Окраины подчиняются, собственно, даже не метрополии, а непосредственно имперскому правительству, под контролем которого находится и сама метрополия. Причём, во-первых, границы метрополии и провинций часто бывают достаточно размытыми. И, во-вторых, метрополия и провинции чаще всего находятся в отношениях определённой гармонии, так сказать, положительной комплиментарности, проще говоря, в отношениях положительной уживчивости друг с другом.
В такой имперской системе отношения между народами периферийных территорий и имперской нацией тоже можно назвать отношениями господства-подчинения очень условно. Титульная нация в такой империи обладает не столько юридически фиксированными привилегиями (хотя, конечно, бывает и юридическая фиксация таких привилегий), сколько определенным авторитетом, вплоть до того, что периферийные народы качестве своего второго самоназвания, особенно при контактах с иноземцами, признают и используют в качестве самоназвания название титульной имперской нации, а сами иностранцы тоже сплошь и рядом называют представителей любого этноса империи именем титульного народа (в США и татарин—русский). В связи с этим представители элит периферийных территорий весьма свободно инкорпорируются в общеимперскую элиту. И в составе этой элиты они обладают не меньшими правами, чем представители элиты самой митрополии.
Органические империи носят, как правило,чисто сухопутный характер ("Империя суши") и обладают единым, не разделенный морями, пространством. Кроме того, такие империи часто имеют естественные географические границы— реки, горные хребты, пустыни, а также почти такие же естественные этнокультурные границы и цивилизационные границы, пролегающие там, где начинаются территории, населенные народами, не имеющими с титульным народом империи положительной комплиментарности. Кстати, выход за эти, последние, границы, даже если он возможен, практически всегда имеет негативные и даже драматические последствия, для судьбы империи, т.к. включенное в состав такой империи инородное тело неизбежно начинает отторгаться, часто заражая при этом продуктами распада всю империю (таковы, к примеру, были Прибалтика и Западная Украина в составе СССР, враждебность и неприязнь которых к России и русским ещё в советское время были всем хорошо известны и ещё тогда стали притчей во языцех, равно как хорошо известна их роль в истории распада Советского Союза). Примерами органических империй являются древняя Персидская империя Ахеменидов, Византия, Монгольская империя Чингисхана и его потомков, Россия, Китай и др.
Напротив, механические империи обладают противоположными признаками по вышеуказанным параметрам. Они строятся по принципу обладания заморскими территориями ("Империя моря"). Коренное население этих территорий либо уничтожается, а освобожденные от аборигенов территории заселяются, в основном, выходцами из метрополии, либо население этих территорий покоряется силой и попадает в жесткое подчинение метрополии. Все границы между метрополией и периферией в таких империях, в том числе и территориальные,четко и жестко фиксируются. Титульная нация метрополии в механических империях является, как правило, не только фактически, но и юридически господствующей по отношению к народам окраинных, как правило, заморских территорий. Соответственно, общеимперская элита в таких империях фактически тождественна элите имперского ядра, метрополии. А местные элиты окраин, даже если эти окраинные территории населены выходцами из метрополии, не говоря уже об инородческих элитах, хотя и имеют некоторые привилегии, практически в имперскую элиту не входят. Примерами таких механических империй являются колониальные империи Нового времени, созданные западноевропейскими державами— Британией, Францией, Голландией.
Существуют также имперские образования промежуточного характера, в которых элементы органических и механических империй смешиваются и переплетаются примерно поровну, выстраиваясь в весьма сложную композицию. Таковы, например, древняя Римская империя, Испанская колониальная империя рубежа позднего Средневековья и Нового времени.
Впрочем, в реальной истории совершенно чистых имперских типов, фактически, не было. Органические империи имели в своей структуре элементы механических империй и наоборот. Например, в органической Монгольской империи, в которой все подданные были равны перед властью Великого Хана, южные китайцы, тем не менее, были выделены в особое, пораженное в правах, угнетенное сословие, что является характерным, в основном, для механических империй.
ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ
Теперь рассмотрим вопрос об истоках имперской государственности в России. В основном существуют две точки зрения при ответе на этот вопрос. Одни возводят российскую имперскую государственность к империи Византийской, другие к Монгольской. С ними с обеими Русское государство тесно взаимодействовало в разных вариантах и отношениях на ранних этапах своей истории. Именно они оказали наибольшее влияние на формирование будущей имперской государственности России.
На первый взгляд—и многие так считают—именно византийская имперская традиция, в первую очередь воплотилась в России и в силу более ранних контактов Руси с Византией ещё в доордынский период, и в силу одного очень существенного заимствования из Византии— православного христианства и православной Церкви, который и в самой Византии, а, в дальнейшем, и в Российской империи были тесно связаны с имперским государственным устройством и имперской традицией. Да и идеологемы тоже были византийские— герб в виде двуглавого орла, формула" Москва— Третий Рим"...
Однако сначала следует рассмотреть вопрос о том, обладала ли средневековая Древняя Русь признаками империи хотя хотя бы в зачаточном состоянии? Если ответ на этот вопрос будет положительным, тогда можно будет признать, что именно Византия было основным источником российской имперской государственности.
Первый признак— имперская территория— вероятно, имел место применительно к Древней Руси. Но к византийскому влиянию этот принцип никакого отношения не имел. Древняя Русь была государством, объединяющим в единое целое разнородные в этническом и культурном плане территории. Помимо восточно-славянских народностей (часто не совсем правильно называемых племенами) в составе Древней Руси были объединены также славянские народности радимичей и вятичей, незадолго до возникновения Руси переселившиеся на восток от своих исконных земель в современной Польше. В ее состав вышли и совершенно инородные славянам в языковом и культурном плане народности: финно-угорские— меря, мещера, мурома, ижора, водь, весь; и балтские—голядь, ятвяги; а, несколько позже, тюркские народности торков, берендеев, чёрных клобуков. Впрочем, отношение Руси с этими последними больше напоминали отношения поздней Римской с варварам-федератами, которые империи подчинялись достаточно условно. При этом своей территории они не имели, а получали для поселения пограничные территории империи в обмен на военную службу по охране границ. Хотя, надо отметить,что отношения "империя-федераты"—это ведь тоже именно имперский тип этнотерриториальных отношений ...
Продолжение на сайте публициста - Евгения Очирова