Найти тему
imvino

Почему слепая дегустация – это не панацея?

Идея слепой дегустации стара как мир. И дегустировать вслепую естественно можно не только вина. Тем не менее, слепая дегустация вин никогда не выйдет из моды. Почему? Да потому, что только вслепую можно увидеть собственную обусловленность визуальной картинкой – в первую очередь этикеткой вина, указывающей максимально полную информацию о вине, на основе которой обычный человек часто склонен судить о качестве вина. Используя несовершенство нашего восприятия при должном дегустационном опыте и понимании предпочтений большинства потребителей в зале можно выстроить достаточно удачные сочетания для того, чтобы добиться победы того или иного вина. Так, например, можно продемонстрировать превосходство вин из мало известных или недостаточно оценённых винодельческих регионов против раскрученных вин из регионов, пользующихся всеобщим признанием. И вывод подобной дегустации сведётся к следующему – если вслепую вина из мало известных регионов не проигрывают винам из раскрученных регионов, то следует пить первые, ведь они к тому же и дешевле.

Хотя Лис из Маленького Принца и говорил, что «главное не видно глазам», тем не менее в отношении продуктов питания и вина, в частности, то, что видимо глазам, это чрезвычайно важно.

Именно на вере собственным глазам построена строгая европейская система контролируемых наименований по происхождению. Информация, представленная на этикетке – производитель, год, происхождение винограда, место производства – не подвергается сомнению и оттого представляет ценность для того, кто эту бутылку в руках держит. Поэтому маркировка бутылки указывает на важные параметры, которые потребитель не в состоянии оценить вслепую, и ему обязательно требуется визуальное подтверждение качества приобретаемого вина.

Дегустационные навыки развиты далеко не у каждого потребителя вина, тем не менее, понимание того, что ты держишь в руках, к примеру, Château Margaux 1980 года невероятно усилит момент. Поэтому такие вина будут открываться по исключительно важным поводам. Я помню, во время обучения виноделию во Франции, проучившись всего полгода, мы оказались с другими студентами в Château Haut-Brion, одном из пяти замков высшей категории в Бордо Premier Grand Cru Classé. Дегустируя первое вино хозяйства, французские студенты буквально таяли от удовольствия по углам, вкушая по капелькам урожай 2007 года. Сам факт того, что у тебя в бокале Château Haut-Brion к этому тогда обязывал и спорить с этим было бесполезно - слишком велика концентрация красоты вокруг.

Ну и, в-третьих, говоря уже больше про Россию. Для нашей культуры вино остаётся чем-то неповседневным, тем, что мы в большинстве своём люди пьют по каким-то особым случаем. Вино не как продукт, а вино как символ. Люди порой готовы пить объективно ужасные вина из Франции или Италии просто для того, чтобы накинуть на себя этот волшебный образ Франции или Италии, превознестись над повседневностью, уйти в мир грёз и своих представлений, увидеть себя другим и получить от этого удовольствие. В таком потреблении удовольствие строится не за счёт вкусового уровня вина, а за счёт символического его значения.

В целом, я не против объективных и честных слепых дегустаций, в которых сравниваются вина схожих стилей или регионов без постановки изначальной задачи убедить основную часть аудитории в победе того или иного участника. Тем не менее, визуальный аспект – маркировка бутылки и происхождение вина – чрезвычайно важны. Вино – это не только вкус, но также и образы, смыслы и эмоции, которые рождаются у человека через ассоциации с теми или иными регионами происхождения, годами, сортами винограда, то есть тем, что доступно визуально. Традиционные винодельческие регионы приобретали свою репутацию на протяжении веков, выстраивая собственный образ в глазах и умах целых поколений любителей вина, поэтому с этим важно считаться.

#imvino

#independentwinemedia