Есть расхожая фраза о том, что архитектура это застывшая музыка. Отчасти это верно, исключая тот факт, что архитектура совсем не застывшая. Как раз наши глаза скользят по ней в движении и мы от этого получаем удовольствие. А ухо как раз находится неподвижно, но скользят звуки, воздействуя на барабанную перепонку - и мы опять же получаем удовольствие, если музыка хороша.
Зато подтверждение этому тезису про застывшую музыку можно неожиданно и просто найти сопоставив архитектуру определённого периода и музыку, созданную в этот период. Это удивительно, но одно полностью соответствует другому.
Взять например Готику - это XV-XVI век. В это время в Европе расцвет церковной музыки - другой, более менее систематизированной попросту ещё не было. Как раз готике соответствует органная музыка. Устремлённые вверх архитектурные формы с узкими вертикалями соответствуют полётам звуков органных труб снизу вверх, когда они заостряются на верхних нотах, подобно готическим вертикалям. Высокие и узкие внутренние своды строений сами по себе похожи на органные трубы. Всё узкое и высокое - и трубы, и звуки, и архитектурные детали, всё устремлено прямо в небо.
Готику меняет Барокко, это XVI-XVII век. В архитектуре барокко, вырвавшись из церковной тесноты, принялось накручивать на себя всевозможные излишества и финтифлюшки, фрагменты отличались вычурностью и отсутствием прямых линий. Точно так же и музыка, вырвавшись из тесных церковных канонов обрела ажурное звучание, появились новые инструменты. Бах и Гайдн принялись писать не только для органа, но также и для струнных инструментов, а Вивальди вообще писал только для струнных. Барокко в архитектуре свойственны контрастность, динамичность, стремление к пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию. Всё перечисленное в полной мере подходит к музыке барокко. Основные носители её идей - Бах, Гайдн, Гендель, Вивальди
Затем в архитектуре начинает преобладать Классицизм, завершившийся стилем Ампир. Для "королевского стиля" характерно наличие античных монументальных форм - арок, колонн, пилястров, резных карнизов и обязательное участие античных сюжетов. Точно так же к монументальным формам обращается и классическая музыка (название даже такое же, как и классицизм). Произведения становятся зарегламентированными, отдельные элементы структуры обязательны, сюжеты больших форм большей частью берутся из античной мифологии - всё один к одному. Это - Моцарт, Бетховен, Глюк, Брамс, Вагнер, Глинка, Римский-Корсаков - XVIII - XIX век
Ампир в архитектуре на короткое время сменяет Модерн (или арт-нуво, или югендстиль). Для модерна характерен отказ от прямых углов в пользу плавных линий, подражающих листьям и стеблям растений, использование окружностей и овалов. Кроме того, в стратегии модерна отказ от традиционных форм для восприимчивости к новым течениям. В архитектуре это Гауди, а в музыке всю классическую традицию ломает поздний Малер, Морис Равель, Клод Дебюсси, Александр Скрябин, Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский. Особенно для Стравинского характерны позывы к природе в его Весне Священной и многих других произведениях. Не даром он писал даже для джаза.
Ну и наконец в начале XX века появились сорванцы футуристы, которые особенно в СССР стали движущей силой искусств в 20-е и 30-е годы. Для футуризма в архитектуре характерны длинные динамические ряды, символизирующими скорость, движение и лиризм. Плавность линий в сочетании со стремительностью углов. Как частный, но очень распространённый случай футуризма можно назвать конструктивизм с его простотой форм и примитивностью модулей. В отношении к музыке это легко приравнять к формализму, в коем упрекали Шостаковича. Простота форм Эрика Сера и его последователей минималистов вплоть до наших современников - Карлхайнца Штокхаузена, Филиппа Гласса и Владимира Мартынова с Алексеем Айги.
Конструктивистских же зданий по Москве полным полно. Надо просто их разглядеть
Такие дела.