Найти в Дзене
Black Maria Кино

О РЕЖИССЕРАХ

Оглавление

Квентин Тарантино. Фото: Levon Biss
Квентин Тарантино. Фото: Levon Biss

Когда на экраны выходит новый фильм, то зачастую о нем говорится только в связи с именем режиссера. О фильмах Люка Бессона, Стивена Спилберга, Кристофера Нолана и многих других мы говорим именно как об очередной ленте именитого режиссера. С другой стороны, многие известные и любимые многими фильмы никак не связываются с именами снявших их режиссеров. Мало кто знает, кто снял «Побег из Шоушенка» или «День сурка». Почему так?

Для обывателей представление о том, кто стоит за созданием фильмов – это весьма смутная область знаний. В основном успех фильма приписывается великолепной игре актеров, сыгравших главных персонажей. Это естественно для человеческого восприятия, идентифицировать актера с персонажем и соответственно с фильмов в целом. Помнится, о культовых фильмах «Брат» и «Брат 2» говорили не иначе как о фильмах Сергея Бодрова. Хотя режиссером и сценаристом этих картин является Алексей Балабанов.

Промо-кадр из фильма "Брат", Сергей Бодров. Фото: Кинокомпания СТВ
Промо-кадр из фильма "Брат", Сергей Бодров. Фото: Кинокомпания СТВ

Помимо актеров, общеизвестны такие профессионалы, участвующие в создании фильма, как режиссеры. Намного менее известными являются имена композиторов, операторов, сценаристов и продюсеров. О профессиональной роли остальных участников закадрового процесса практически ничего не известно.

Но и о самих режиссерах сложно выстроить четкое представление – что именно они делают и за какие процессы отвечают. Эта спутанность восприятия образа режиссера обусловлена различными ролями, которые могут и выполняют режиссеры. По большому счету, можно разграничить 3 категории режиссерской работы.


АВТОРСКОЕ КИНО


Первая категория режиссеров – это режиссеры, создающие Авторское кино. Такие режиссеры имеют в процессе создания фильма универсальную позицию. Называясь режиссером, они на самом деле берут на себя профессиональные обязанности многих других участников предпрорадкшен, продакшен и постпродакшен процессов. На этапе предпродакшена они пишут сценарий, или задают идею фильма; ищут финансирование; подбирают актеров и задают стандарты дизайнерам, костюмерам, гримерам, осветителям и другим. На этапе продакшена они выполняют неспоредственно роль режиссеров, тесно контактируя с актерами и операторами, в целом определяя как будет выглядеть каждый кадр фильма. На этапе постпродакшена они работают над музыкальным сопровождением фильма и монтажем. И конечно же они огромное количество времени тратят на продвижение своего детища.

Уэс Андерсон во время съемок "Бесподобный мистер Фокс". Фото: 20th Century Fox
Уэс Андерсон во время съемок "Бесподобный мистер Фокс". Фото: 20th Century Fox

Часто считается, что такие «авторские фильмы» - это что-то некассовое, арт-хаусное. На самом деле, помимо непосредственно независимых фильмов, к этой категории относятся и весьма громкие имена, например Ларс фон Триер ("Нимфоманка", "Догвиль", "Танцующая в темноте"), Джеймс Кэмерон ("Аватар", "Титаник"), Такеши Китано ("Затойчи", "Куклы"), Квентин Тарантино ("Бесславные ублюдки", "Убить Билла", "Криминальное чтиво"), Вуди Аллен ("Жасмин", "Голливудский финал", "Энни Холл"), Уэс Андерсон ("Королевство полной луны", "Отель "Гранд Будапешт"") и многие другие.


РЕЖИССЕРСКОЕ КИНО


Вторая категория режиссеров – это режиссеры, создающие Режиссерскую версию фильмов. В таком случае речь идет не о задумке режиссера, которую он самостоятельно реализует. Студия или определенный продюсер решает взяться за съемки того или иного проекта – либо готового сценария, либо идеи фильма. Для реализации этого проекта призывается режиссер. В таком случае режиссер выполняет только те обязанности, которые предписаны режиссерам. Но, помимо обязанностей, он имеет и большую долю прав. Режиссер, берясь за подобный проект, модифицирует его, корректируя сценарий и целостный визуальный образ фильма.

Кадр из фильма "Бэтмен: начало", реж. Кристовер Нолан. Фото: Warner Brothers, DC Comics
Кадр из фильма "Бэтмен: начало", реж. Кристовер Нолан. Фото: Warner Brothers, DC Comics
Кадр из фильма "Бэтмен", реж. Тим Бертон. Фото: Warner Brothers, DC Comics
Кадр из фильма "Бэтмен", реж. Тим Бертон. Фото: Warner Brothers, DC Comics

Один и тот же сценарий может быть реализован бесчисленным количеством образов. Выбирая того или иного режиссера продюсеры соглашаются на реализацию видения фильма режиссером. Так, например, ярко отличаются режиссерские версии одной и той же истории о Бэтмене в исполнении Кристофера Нолана и Тима Бертона. Режиссеры определяют аудио и визуальный ряд фильма, его динамику и в целом атмосферу киномира, характер его персонажей. Посмотрев несколько фильмов одного и того же режиссера становится очевидным присущий ему стиль и становится понятна область интересующих его тем. Посмотрите, к примеру, работы Кетрин Бигелоу ("Повелитель бури", "Цель номер один"), Майкла Бэя ("Трансформеры", "Кровью и потом: анаболики"), Клинта Иствуда ("Малышка на миллион", "Таинственная река", "Гран Торино"), Ридли Скотт ("Марсианин", "Гангстер"), Крис Коламбус ("Гарри Поттер и философский камень", "Один дома") и многие другие.


СТУДИЙНОЕ КИНО


Третья категория режиссеров – это так называемые «Ремесленники», наемные сотрудники, выполняющие поставленную перед ними задачу. В отличие от режиссеров второй категории, берясь за реализацию проекта, они берут на себя режиссерские обязанности, но получают минимальный набор прав относительно всего  того, что происходит за пределами съемочного процесса. Такие режиссеры не выбирают актеров и операторов, практически не участвуют в создании костюмов и декораций, не корректируют сценарий. По большому счету, им предлагается только реализовать определенное видение фильма, созданное участниками предпродакшен группы.

Трейлер к фильму "Фантастические твари и где они обитают" (2016 г., реж. Дэвид Йейтс) компании Warner Bros., делающий акцент на студии и имени автора книги - Дж. Роулинг, нежели на актерах и режиссере картины


Это вовсе не значит, что режиссеры третьей категории – это плохие режиссеры, мало чего умеющие. Просто они не являются авторами фильма, а являются их режиссерами в чистом виде. Такие режиссеры зачастую супер-мастера, создающие потрясающую «картинку», завораживающие режиссерские ходы в реализации пространства кадра и продуманные переходы от одного плана к другому. Их в основном приглашают для реализации таких громких проектов, как «
Сумерки» (для экранизации каждой части назначался новый режиссер: Кэтрин Хардвик, Крис Вайц, Дэвид Слэйд, Билл Кондон), «Гарри Поттер» (в режиссерском кресле побывали Крис Коламбус, Альфонсо Куарон, Майкл Ньюэлл, Дэвид Йейтс), или для съемок фильмов с крупной звездой в главной роли, например экранизацией успешной книги «Ешь, молись, люби» с Джулией Робертс занимался Райан Мерфи, а биографический фильм «Джобс: Империя соблазна» снимал Джошуа Майкл Штерн.

Первоклассно выполнив свою работу, их имена в основном остаются неизвестными широкой публике и они не получают за нее профессиональных наград и признания.

Многие режиссеры, прославившиеся в качестве мастеров авторского и режиссерского кино, становятся продюсерами. Они также любят нанимать «ремесленников», для того, чтобы те реализовали их видение собственного проекта. Зачастую такие фильмы все-равно позиционируются как фильмы того-или иного режиссера, несмотря на то, что в кресле режиссера сидел другой человек. Например, серия фильмов «Такси» Люка Бессона – на самом деле фильмы таких режиссеров как Жерар Пирес, Жерар Кравчик, а «Алиса в Зазеркалье» - это проект Тима Бертона, режиссером которого был Джеймс Бобин. 

Итак, часть режиссеров – это авторы, реализующие собственные идеи в киноискусстве, зачастую экспериментирующие и в итоге снимающие что-то совершенно особенное, специфическое.

Часть режиссеров – это эстеты, реализующие на экране собственное режиссерское видение мира.

Часть режиссеров – это профессионалы, реализующие и развивающие свои знания, умения и навыки на высочайшем уровне.

Провести между ними четкую грань довольно сложно, так как именитые режиссеры, прославившие свое имя периодически берутся за реализацию студийных проектов (например, Алехандро Гонсалес Иньярриту взявшийся за реализацию проекта фильма "Выживший"). И наоборот, поснимав фильмы в качестве наемного "ремесленника", режиссеры зачастую получают возможность реализовать свои собственные проекты (например, Стивен Содерберг, работавший сначала как режиссер и сценарист, сегодня имеет возможность инициировать собственные проекты).

 Имена некоторых режиссеров становятся самостоятельными брендами, способными самостоятельно продавать фильм, наравне, а может даже и в большей степени значимое, чем имя кинозвезды. Некоторые режиссеры, несмотря на участие в съемках мировых блокбастеров, остаются никому неизвестными. Но в любом случае можно точно сказать, что хорошие фильмы снимают только хорошие режиссеры. Ведь режиссер – это такой участник кинопроцесса, который с легкостью может угробить замечательный сценарий, и даже первоклассная звезда будет выглядеть в нем нелепо; а может вытянуть банальную и неинтересную историю, создав из нее вкусный, зрелищный фильм.