Средний транспортник Ил-276 призван занять промежуточную нишу между лёгким самолётом ВТА Ил-112 и тяжёлым Ил-76. Ключевым словом здесь является средний, поскольку эта машина должна заменить ветерана военно-транспортной авиации самолёт Ан-12 и обеспечить доставку грузов и личного состава на расстояние до 2 тысяч км.
Такой самолёт с нетерпением ждут в войсках, ведь он весьма востребован в перевозке различных грузов весом до 20 тонн. Эта машина получила заводское обозначение Ил-214, но он также известен как многоцелевой транспортный самолёт (МТС) или средний военно-транспортный самолёт (СВТС). Проект машины создавался в КБ Ильюшина корпорацией «Иркут» в сотрудничестве с индийской стороной, которая позже вышла из соглашения из-за финансовых трудностей.
Ил-276 многое позаимствует в конструкции от Ил-76, который серийно изготовляется в Ульяновске, в частности, грузовой отсек нового среднего транспортника по сечению будет таким же, но несколько короче. От модификации Ил-76МД-90А машина получит подобное оборудование и пилотажно-навигационные системы.
Выйти раньше на серийный выпуск Ил-276 позволит цифровое проектирование, которое обеспечивает увязывание всех конструктивных и технологических вопросов и делает возможным отыскать и устранить все недостатки на первых этапах.
Новая машина прежде всего идёт на замену устаревшему Ан-12, который с 2023 года начинают списывать в металлолом, так что времени на раскачку совсем немного. Ил-276 будет осуществлять доставку грузов и войск с крейсерской скоростью 800 км/час, в полтора раза быстрее, чем Ан-12 и это разрешает обслужить большее количество соединений и частей.
Для него не нужны будут бетонные ВПП, достаточно наличие грунтовых взлётно-посадочных полос, машина планируется к эксплуатации в горной местности, география её перевозок неограниченна. Самолёт имеет возможность выполнять полёты в любых климатических условиях, днём и ночью, в ПМУ и СМУ. Ил-276 станет базовой моделью для различных модификаций, от топливозаправщика до патрульного самолёта-разведчика.
Первые серийные образцы нового среднего транспортника будут оснащены двумя двигателями ПС-90-А – это турбовентиляторные моторы, хорошо зарекомендовавшие себя на Ил-76, они достаточно малошумны и экологичны. По окончанию испытаний нового мощного двигателя ПД-14М, эти моторы будут заменены на этот силовой агрегат.
Транспортник в серию пойдёт в Ульяновске на авиазаводе «Авиастар-СП», на мощностях которого развёрнут его серийный выпуск. Появившаяся возможность совместить сертификационные испытания с государственными сделала возможным засчитывать эти результаты как для военной, так и для гражданской версии этой машины. Возросший спрос на средние транспортники поможет получить выгодные контракты как у нас, так и на мировом рынке.