Трехосный грузовик повышенной проходимости выпускался с 1966 года. Свое массовое применение ЗИЛ-131 получил в армии, ведь его прямая задача была в замене устаревшего ЗИЛ-157. По узлам и агрегатам максимально унифицирован с ЗИЛ-130, что значительно снизило его себестоимость, но никак не отразилось на качестве. Простота и надежность конструкции, на долгие десятки лет сделали этот вездеход самым незаменимым в армии и гражданском хозяйстве. На машине устанавливался V-образный восьмицилиндровый двигатель, объемом 6000 см³ и мощностью 150 л.с. Средний расход топлива, составлял около 45 литров на 100 км. Предназначался автомобиль для перевозки людей, грузов, а также буксировки прицепов по всем видам дорог и бездорожью. Был оборудован двух ступенчатой раздаточной коробкой, с установленным на ней ручным тормозом. Подключение переднего моста осуществлялось через электропневматический привод, но была возможность и принудительного включения. Все узлы были герметичны, что позволяло преодолевать водные препятствия без особых проблем.
Познакомились мы в армии. По сути, это был первый автомобиль, за руль которого я сел в качестве военнослужащего. Только представьте, семьдесят молодых водителей построили в автопарке перед боксами. Начальник автослужбы, лично принимал у каждого вождение. Зачет сдавали, как Вы поняли, на транспортном ЗИЛ-131 по территории огромного автопарка. Поразил он меня даже не сколько габаритами, а больше своей управляемостью и мощью. Во время сдачи зачета, маршрут был стандартный. Движение по прямой, развороты, заезд на эстакаду и в бокс задним ходом. Но этого моему командиру показалось мало. Он нашел за боксами опоры ЛЭП, приблизительно такой формы - ʎ. Мне поступило предложение проехать между двух опор, соответственно не зацепив их. Спина покрылась холодной испариной, а пальцы намертво сжали руль. Но отступать некуда, приказ есть приказ. На первой передаче, практически вплотную к столбам, мне удалось проехать, а потом сдать назад. Именно в этот момент я оценил управляемость военного грузовика. Кто хочет порассуждать, имел ли офицер право, дать приказ на выполнение такого маневра, я могу только сказать, что в армии бывают и более странные приказы. Возможно, этот человек был уверен в моих способностях больше, чем я сам. В конечном итоге, меня одного из молодого пополнения определили в транспортный взвод, а это означало, что служба пройдет за рулем. Остальным ребятам пришлось хуже. Им достались боевые машины, ЗИЛы, УРАЛы, КАМАЗы, которые к сожалению, выезжали только раз в пол года на учения. Вот такие воспоминания связывают меня с этой машиной.
ЗИЛ-131 и его модификации в феврале 1974 года получил государственный Знак качества. Приблизительно в это же время, вооруженные силы были укомплектованы трехосными грузовиками ЗИЛ-131, а снабжать народное хозяйство такими дорогими машинами было не рентабельно. В связи с этим, была разработана модель ЗИЛ-131А, упрощенной комплектации и без экранированного электрооборудования. Эти автомобили зарекомендовали себя в разных сферах деятельности. Тягачи, лесовозы, пожарные автомобили, все они трудились на благо Родины, сжигая цистернами, не дорогой по тем временам бензин. Автомобилю не хватало комплектации с дизельным двигателем, и это в первую очередь понимали заводские инженеры. Еще в 1977 году появился опытный образец с V-образным дизелем ЯМЗ-642. В дальнейшем были попытки комплектации автомобиля даже импортными дизельными двигателями, но все они так и остались на уровне образцов. Только в восемьдесят шестом году получилось наладить производство моделей с дизельным агрегатом. Многие сейчас покупают с хранения ЗИЛы, и переделывают их под дизель. Хотя завод уже и прекратил свое существование, его автомобили живы, полны сил и энергии, а главное активно используются в работе, и благодаря своей проходимости выручают в трудных ситуациях на бездорожье.
Подписывайтесь на канал "Автобаза СССР", нажимайте палец вверх, делитесь информацией с друзьями и другими любителями советской техники через социальные сети! С уважением, завгар автобазы. Почта: autobazasu@yandex.ru