На заре алхимии было немало женщин-алхимиков – в отличие от расцвета алхимического искусства в средневековой Европе. Были и женщины-философы, достаточно вспомнить просвещенную в математике и философии Гипатию (370? – 415).
Один из самых известных алхимиков первых веков нашей эры Зосима Панополитанский (ок. 350 – ок. 420) в своих сочинениях упоминает Теособею, называя ее «духовной сестрой». Была ли она действительно его сестрой или коллегой-алхимиком, сейчас уже сказать трудно. Но она была не единственной дамой, имеющей отношение к алхимии – в своих письмах к Теособее Зосима упоминает некую Пафнутию Деву. Вероятно, она была современницей Зосимы, т. е. жила в IV в. Зосима критикует Пафнутию и относит ее к «необразованным людям», он утверждает, что над ее идеями «все смеются». О самой Пафнутии Деве, как и о многих александрийских алхимиках, практически ничего не известно. Это, конечно, не лучший пример; в то время были и весьма успешные женщины-алхимики, которые внесли немалый вклад в становление и развитие алхимического искусства.
Среди авторов алхимических трактатов фигурирует и Клеопатра. Правда, к знаменитой царице Клеопатре VII Филопатор (69–30 до н. э.) она не имеет никакого отношения. В отличие от последней царицы эллинистического Египта, эта дама-алхимик жила, вероятно, в III в. Зосима Панополитанский жил позже и упоминает Клеопатру как авторитетного алхимика прошлого.
Еще одна знаменитая женщина-алхимик – это Мария Пророчица, также известная как Мария Коптская или, как ее часто называют, Мария Еврейка. О ней с большим уважением писали в своих трудах многие алхимические авторы.
Одна из книг Зосимы дошла до нас в переводе на арабский язык. Трактат «Ключ милости и секреты мудрости» был переведен персидским врачом, алхимиком, астрологом и поэтом, которого звали Муайяд ал-Хусейн ат-Туграи (1062–1121). В этом трактате Зосима обращается к женщине по имени Мария, вероятнее всего, Марии Еврейке. Правда, в этом трактате он скорее поучает свою собеседницу, хотя ответные слова Марии выглядят более глубокомысленными и философски значимыми.
Зосима говорит: «Ты можешь думать, Мария, что все пропорции и десять правил, касающихся субстанции, не обязательно строго соблюдать и что некоторые можно немного изменить, тогда как другими можно и вовсе пренебречь. Это не так, никогда не нарушай никакие из правил, иначе ты не достигнешь успеха в своих приготовлениях и все твои усилия будут напрасными».
Мария отвечает: «Можешь ли ты произвести золото из чего-либо, кроме золота, или можешь ты получить металл из неметалла? Может ли человек происходить от кого-то, кроме человека, растение – от чего-то, кроме растения, а животное – не от своего рода?».
Стоит, правда, отметить, что подобное по содержанию высказывание приписывается еще одной женщине-алхимике – Изиде, которая обращается с ними к своему сыну Гору.
Георгий Синкелл (умер после 810), византийский историк, писал, что Мария была наставницей Демокрита, с которым познакомилась в Мемфисе (Египет) во времена прославленного полководца и оратора Перикла (ок. 494–429 до н. э.). Арабский энциклопедист Абу-л-Фарадж ан-Надим (X в.) в книге «Китаб ал-Фихрист», отметил, что Мария была одним из самых прославленных алхимиков прошлого. Однако годы ее жизни в интерпретации средневековых авторов вызывают сомнения. Скорее всего, Мария Еврейка жила в I–III вв. н. э. Полностью не сохранилось ни одного ее произведения, ее труды циируют различные алхимические авторы. Известен один достаточно связный фрагмент, который получил название «Практика Марии Пророчицы в алхимическом искусстве». Этот небольшой трактат представляет собой диалог между Марией и Аросом о тайнах алхимии. Разговор идет о тайнах трансформации, связанных с цветовыми метаморфозами.
Ей приписываются различные изречения, самым известным является так называемая «Аксиома Марии», которая звучит так: «Одно становится двумя, два становятся тремя, и из третьего исходит одно – как четвертое».
С именем Марии Еврейки связывают изобретение водяной бани – приспособления для равномерного и постепенного нагревания, при котором нагреваемый сосуд помещается в другой сосуд, наполненный водой (этот лабораторный прием исключает возможность нагрева реакционной массы выше температуры кипения воды). Это широко известная и используемая по сей день в химии, кулинарии и фармацевтике операция. Такой процесс нагревания и в некоторых современных языках называется «баней Марии», например, в французском (bain-marie), испанском (baño maría или baño de María), итальянском (bagnomaria) и др. В русском же языке более распространено название «водяная баня», тогда как «баня Марии» больше известна историкам науки. Кроме того, Марии приписывают изобретение таких приборов, широко применявшихся в лабораториях алхимиков, как трибикос и керотакис. Трибикос – приспособление для перегонки, напоминающее алембик, но с тремя приемниками (в современной лабораторной практике ему соответствует насадка “паук” особенно эффективная при фракционной вакуумной перегонке). Керотакис – особый прибор, закрытый сосуд для нагревания и улавливания паров.
Иногда алхимию даже называют «работой женщин» (лат. opus mulierum), часто более развернуто – «работой женщины и игрой ребенка». Французский писатель Серж Ютен (1929–1997) предлагает три версии такого метафорического названия. Возможно, это несколько ироничный намек на то, что операции, которые должен совершать алхимик, не связаны с приложением значительных физических усилий. Еще одна версия: в Средневековье окраской тканей занимались женщины и дети, а трансмутация – это придание нужных свойств металлам, в том числе и цвета, т. е. окрашивание. Третий вариант объяснения, который С. Ютен считал наиболее вероятным, сводится к тому, что и у женщин, и у детей очень развито воображение. Иногда с женской работой сравнивают вторую стадию великого делания – альбедо, или «делание в белом». Эта стадия связана с очищением, отбеливанием, образно говоря, стиркой. Отсюда и образ стирающей женщины, прачки, встречающийся в алхимических трактатах. Как бы то ни было, женщин, занимавшихся алхимией, было не так уж и мало.
Чем больше вы читаете об алхимии, тем больше у вас появляется вопросов? Может быть, найти ответы на некоторые из них вы сможете в наших публикациях. Читайте другие статьи, посвященные тайнам алхимии.