Найти тему
Книги. Издательство АСТ

Анджею Сапковскому – 70 лет

Оглавление

Он препарировал жанр фэнтези и вывернул его наизнанку

21 июня празднует юбилей замечательный писатель Анджей Сапковский, автор, что полностью изменил привычный взгляд на жанр фэнтези и архетипы классических персонажей. За свою долгую писательскую карьеру он создал два полноценных цикла, несколько отдельных произведений и целую горсть рассказов и литературоведческих статей.

Конечно же, в первую очередь, Анджей Сапковский ассоциируется с «Сагой о Геральте и Цири», с недавнего времени восьмитомном эпосе о приключениях ведьмака Геральта в оригинальном и самобытном мире, постоянно раздираемом междоусобными войнами. Казалось бы, перед нами стандартная фабула любого уважающего себя фэнтези-эпика, да только дьявол, как всегда, кроется в деталях.

Ведьмак – плейбой и филантроп

Кто такой Геральт из Ривии? Ведьмак, о приключениях которого знает весь мир. Но так было далеко не всегда. В 1986 году неизвестный работник сферы международной торговли написал короткую новеллу, в которой впервые появился наш мастер меча, избавляющий честной народ от разномастных чудовищ.

Работа была опубликована в польском журнале «Fantastyka», в рамках конкурса. Это была проба пера, а в основу истории лег известный еще со времен гоголевского «Вия» сказочный сюжет о расколдовании заколдованной принцессы путем проведения ночи рядом с ней.

Стандартная история была рассказана Сапковским уж очень необычно, крайне мрачно и натуралистично. Позже это стало визитной карточкой писателя. В Вызиму, столицу Темерии приехал странствующий убийца чудовищ, называющий себя Геральтом из Ривии. Над городом нависло страшное проклятие, а злые языки поговаривают, что во всем виной – кровосмесительный союз короля Фольтеста и его сестры Адды.

Работа заняла третье место на конкурсе, и получило множество восторженных отзывов. Анджей Сапковский решил не останавливаться на этом и написал еще несколько рассказов для первого своего сборника «Ведьмак», который, в свою очередь, стал прототипом первой «каноничной» книги по миру ведьмака – «Последнее желание». Немного погодя вышел и второй сборник – «Меч предназначения», после чего автор решил завязать с отдельными рассказами о Геральте и замахнулся на эпик.

В первых двух томах, являющимися, по сути, сборниками рассказов, Сапковский не раскрывает полную историю и картину мира. Геральт путешествует по разным странам и ведет обычную ведьмачью жизнь, выполняя контракты и встречая разных весьма необычных персонажей. Сапковский ловко играет с жанром фэнтези, особо упираясь в его корни. Здесь появляются известные во всем мире сказки, показанные мэтром сквозь призму созданной вселенной – мрачной и жестокой.

«– Люди, – Геральт повернул голову, – любят выдумывать страшилищ и страхи. Тогда сами себе они кажутся не столь уродливыми и ужасными. Напиваясь до белой горячки, обманывая, воруя, исхлестывая жен вожжами, моря голодом старую бабку, четвертуя топорами пойманную в курятнике лису или осыпая стрелами последнего оставшегося на свете единорога, они любят думать, что ужаснее и безобразнее их все-таки привидение, которое ходит на заре по хатам. Тогда у них легчает на душе. И им проще жить».

Это «Красавица и чудовище», «Белоснежка», «Русалочка» и даже «Волшебная лампа Аладдина». Есть и самобытные сюжеты, без какой-то определенной сказочной основы, но везде Сапковскому удалось создать особенную атмосферу, смешать славянские мифы и колорит средневековой центральной Европы.

«Последнее желание» и «Меч предназначения» не похожи на следующие тома саги настолько, что многие читатели не воспринимают другие части. Однако именно здесь происходят самые главные для всего цикла события.

Здесь появляются Йеннифер, Цири и Лютик – самые близкие люди в жизни Геральта. Кроме того, читатель познакомится еще со множеством персонажей, о которых рассказывать здесь было бы непростительным спойлерным преступлением. Это еще одна особенность Сапковского – он никогда не бросает персонажей и периодически показывает, как повлияли на них происходящие события. Персонажи эти отнюдь не черно-белые и даже самый добродушный краснолюд держит несколько скелетов в шкафу.

С 1994 по 1999 год в свет выходило пятикнижие о приключениях ведьмака Геральта из Ривии, его романтических отношениях с различными чародейками, рассуждениями о нейтралитете и пьянками с лучшим другом, а по совместительству и бардом, Лютиком, а также эльфами, краснолюдами и даже вампирами. Не обошлось, конечно, и без любимых коммьюнити контрактов на утопцев, вервольфов и прочую нечисть.


Так выглядят персонажи в представлении художников CD Projekt RED
Так выглядят персонажи в представлении художников CD Projekt RED

Лейтмотивом саги является предназначение и фатализм. У Меча Предназначения, говорит Сапковский, два острия, одно из них ты, другое - смерть. Иными словами, от судьбы уйти нельзя. Или, все-таки, можно?

В третьем томе («Кровь эльфов») с сагой вообще происходят кардинальные изменения. Во-первых, на сцену выходит второй главный герой – дитя предназначения и бывшая княжна Цирилла, более известная как Цири. Во-вторых, события, творящиеся в мире, принимают поистине эпический масштаб, а компания Геральта пополняется несколькими замечательными персонажами.

«– Ну и компашка мне досталась, – проговорил Геральт, покачав головой. – Братья по оружию! Дружина героев! Прямо садись и плачь! Виршеплет с лютней. Дикие мордастые полудриады-полубабы. Вампир, которому пять тысяч сто с хвостиком месяцев, и чертов нильфгаардец, упорно твердящий, что он не нильфгаардец».

Смешались в кучу люди, эльфы…

Война у Сапковского – особая тема, причем не только в ведьмаке. Пан Анджей – писатель с удивительной эрудицией и, что уж скрывать, невероятным талантом. Он умело оперирует словом и энциклопедическими данными, чтобы показать боевые действия натуралистически отвратительно. Вопреки черно-белому высокому фэнтези, где надменные эльфы в непременно сияющих доспехов несут добро, аннигилируя чумазых орков, война во вселенной Ведьмака уж очень напоминает оную в реальности. Она страшная, грязная и совсем никому не нужная. Кроме, конечно, сильных мира того.

«Победа должна выглядеть так: побежденных следует заставить покупать блага, производимые победителями, более того, они должны делать это с желанием, ибо продукты, изготовляемые победителями, лучше качеством и дешевле. Валюта победителей крепче, чем валюта побежденных, и побежденные доверяют ей значительно больше, нежели собственной.»

Постмодернистское фэнтези Сапковского полно отсылок и исторических параллелей. К примеру, за захватнической политикой империи Нильфгаард, ее дисциплиной, строгими порядками, стильными черными доспехами и серебряными молниями на шевронах одной одиозной эльфской бригады, сразу виден прототип из нашей истории.

Другие стороны конфликта – Темерия, Редания, Ривия, Лирия etc., напоминают страны Европы из позднего Средневековья, а народ, живущий на архипелаге Скеллиге – настоящих викингов, которых в двенадцатом веке уже не было. Собственная вселенная позволила смешать эпохи, идеологии, научные достижения, религии, а также магию, чудовищ и эльфов.

При всех отличиях и фэнтезийных условностях мир Ведьмака похож на наш, поэтому он выглядит живым. Если герои попадают, к примеру, в большой город, читателю не нужно думать, как он устроено, достаточно лишь немного ориентироваться в средневековой истории. Поэтому автор не изобретает велосипед, описывая очередную корчму, а образ воина в саладе и гамбезоне гораздо понятнее и иллюстративнее образа абстрактного черного рыцаря в невероятном шлеме и чудовищных латах, полных шипов и рогов со всех сторон. Простым читателям все понятно, реконструкторы ликуют, занудный скептик одобрительно ставит штамп «Тут все серьёзно».


Слева салад, справа – гамбезон
Слева салад, справа – гамбезон

За «Кровью Эльфов» последовали еще четыре тома – «Час презрения», «Крещение огнем», «Башня ласточки» и «Владычица озера». Рассказывать о каждой книге в отдельности нет никакого смысла. Как говорится, лучше один раз прочесть. Увлекательное чтение, полное нетривиальных сюжетов, безумного экшена, трогательных, душевных и подчас душераздирающих сцен вам обеспечено. «Владычица озера» казалась жирной точкой в истории, но…

Жирная запятая, многоточие и другие знаки препинания

В 2013 году пан Сапковский внезапно написал «Сезон Гроз», этакий каноничный «вбоквел», хронологически расположенный где-то между «Последним желанием» и «Мечом предназначения». Но это не точно.

Мнения фанатов снова разделились. Кто-то обрадовался новому подарку от любимого автора, кто-то принял новый роман скептически. Книга представляет собой очередное странствие ведьмака Геральта, традиционно сдобренное старыми знакомыми, новыми врагами и любовницами. Характерной для последних томов саги и эпичности стало намного меньше, «Сезон гроз» - локальное приключение седовласого мутанта с закрытым финалом, которое напоминает те самые рассказы, но занимает почти четыре сотни страниц.

Несмотря ни на что, это замечательная книга, которая читается на одном дыхании, а Сапковский ничуть не утратил хватки. Более того, она отлично вписывается в основной цикл и нисколько его не портит.

Как и положено такому гигантскому массово-культурному феномену, «Ведьмак» оброс разного рода произведениями по мотивам – видеоиграми и игровым кино. О мнении пана Анджея о творениях полькой игровой студии CDProjekt RED мы уже писали, если вы пропустили то легендарное интервью, то читайте его здесь.

Но если качеством видеоигр писатель был скорее доволен, то тринадцатисерийная экранизация и ее перемонтированная для полнометражного телефильма версия привела его в ярость.

«Не спрашивайте меня о фильме!» — высказался Анджей Сапковский в одном из интервью. — «Сейчас пост — польский католик, шляхтич, не может матом говорить. Нельзя употреблять мат в пост!»


Впрочем, Михал Жебровский в роли Геральта был неплох
Впрочем, Михал Жебровский в роли Геральта был неплох

Однако недавно в интернет стала просачиваться информация о грядущей экранизации цикла от компании Netflix, пожелавшей свою собственную «Игру престолов», с «гвинтом» и чародейками.

На этот раз – все серьезно. Анджей Сапковский будет консультантом сериала. Продюсеры проекта – Шон Даниэль и Джейсон Браун. В работе также примут участие представители польской студии Platige Image Томек Багиньский (номинант на Оскара за короткометражный фильм The Cathedral, лауреат BAFTA за The Fallen Art) и Ярек Савко. Подробности смотрите в нашем материале.

О бедном Рейневане замолвите слово…

В 2002 году Сапковский выпускает новый роман, теперь в жанре исторического фэнтези, под названием «Башня шутов». Местом действия теперь выбрана не какая-то придуманная страна из неизвестного другого мира, а вполне себе существующая Нижняя Силезия начала XV века.

В центре сюжета – молодой Рейнмар Беляу, по прозвищу Рейневан, средневековый интеллектуал, медик и немного чародей. Протагонист романа оказывается полным антиподом Геральта из Ривии. Он молод, горяч и своенравен, ему не свойственен зрелый цинизм, а за новые идеи он хватается с юношеским максимализмом.