Сегодня я расскажу про первый грузовик который начал выпускаться серийной в СССР. Я больше скажу, это был не Форд, как многие могут подумать, а московский авто с именем АМО Ф-15. Да, первенец был выпущен до Октябрьской революции 1917 года, но тогда он носил имя Фиат Ф-15, лицензионной копией которого и являлся, а вот АМО, подвергшийся значительным переделкам появился в декабре 1924 года.
Отсутствие дорог и цивилизованных сервисов всегда было бедой России, впрочем как и отсутствие качественного топлива, именно поэтому инженеры хоть и имели более 600 чертежей итальянского Фиата решили серьезно его доработать. В частности увеличили объем и размеры радиатора, мотор приспособили под топливо с низким октановым числом, спицованые колесные диски уступили место более долговечным и живучим штампованным, даже бензобак разместили под сидением водителя и сделали подачу топлива принудительной. Однако, машина получилась все равно сырой и очень неудобной. Водители жаловались на низкое качество сборки, на усталость, из-за бака под сидением шофер сидел очень близко к баранке и высоко, особенно страдали люди высокого роста. Про постоянные поломки и говорить не приходится. Та же проводка, в целях экономии, была проведена в открытую, соотвественно изоляция перетиралась, что приводило к замыканиям. Задние колеса как у Фиата, так и у АМО были двухскатные, но вот зазора между шинами не было, они быстро перетирались. Кстати внешней ручки у дверей кабины тоже не было, приходилось просовывать руку внутрь и отпирать двери изнутри. Но самое важное то, что стоил он чрезвычайно дорого, 8000 рублей.
Для сравнения американский Форд той же грузоподъемности в 1500 тонны обходился стране, даже с учетом доставки из США в 900 рублей. Тем не менее первый, можно сказать разработанный в СССР грузовик выпускался и выпускался довольно долго, до 1934 года. Потом его заменили на тоже американский и тоже доработанный Autocar Dispatch SA названный в последствии АМО-2 и АМО-3. А что же первенец, спросите вы? Действительно из ворот Московского завода АМО, в последствии ЗИС и ЗИЛ выехало более 6500 экземпляров единички, на базе которой строились не только грузовики. Страна же нуждалась в машинах, которые постепенно стали вытеснять тягловый транспорт. Так вот именно на шасси АМО Ф-15 появились первые кареты скорой помощи, открытые десятиметровые автобусы на которых возили туристов в Сочи и на курортах Кавказа и Крыма, (я точно не помню, но как мне кажется именно на этих шарабанах передвигаются отдыхающие в фильме 12 стульев с Арчилом Гомиашвили, у которых неудачливые концессионеры требуют денег), были варианты общественного транспорта с закрытой деревянной кабиной, а так же пожарные машины, авто для перевозки денег и даже штабные машины с открытым верхом.
Интересно, что рама Ф-15 послужила и основой для хорошо всем известного бронеавтомобиля БА-27, один вполне себе действующий экземпляр до сего времени стоит в танковом музее в подмосковных Бронницах. Кстати, если пересмотреть советский фильм Чапаев, то именно БА выполняет там роль белогвардейского броневика который и обстреливает Петьку с Василием Ивановичем. В общем жизнь у первого советского грузовика можно сказать удалась, не смотря на недостатки он и правда явился отличным подспорьем для народного хозяйства.
Конечно считать АМО Ф-15 верхом совершенства нельзя. Конструкция машины была разработана в самом начале 20-го века и естественно к 20-30 годам сильно устарела. Тем не менее наряду с Фордом именно эти машины и составляли основной костяк автопарка страны. То есть основную задачу они выполнили.