Найти тему

Про курсы операторов беспилотников. Глазами создателя

Илья Липин (НИИ Коптеро и подвесостроения) рассказал, как учил летать. Смотрите курсы операторов глазами преподавателя.

Фотоотчет с комментариями на тему, как за неделю из обычных людей сделать операторов дронов самолетного типа.  

Без бумажки ты ... простой самоучка, как автор.
Без бумажки ты ... простой самоучка, как автор.

Мне, через призму профдеформации,  кажется, что дело это не сложное: чё там знать, запустил аппарат в небо, и все. Однако, если вспоминать как все было, то окажется, что осваивал это ремесло лет пять (все-таки правило 10 000 часов действует). С ночными сборками, слезами возле разбитой техники, сожженными от банальной ошибки подачи питания дорогущими фотоаппаратами, лишними поездками туда-сюда-обратно за 500 км для пересъемки...

Учимся взлетать.
Учимся взлетать.

Однако, спрос на сакральные знания есть, и желающих за неделю освоить то, на что ушла пятилетка немало. Поэтому (после решения оргвопросов, и, конечно же оплаты, хы) приступаем в очередной раз к недельному забегу... или залету.

К взлету готов!
К взлету готов!

Курсанты (для краткости называть слушателей буду именно так), сильно отличаются от студентов в лучшую сторону:

а) среди нет 80% серой массы с единственным желанием «просто сдать и забыть»,

б) сильно мотивированы на предмет освоить новое-модное-доходное дело,

в) платят за это или свои деньги, либо сами организовали свою отправку на курсы работодателем.

Так что понимают все максимум со второго раза, при этом тщательно конспектируют цитаты преследователя. Ну вот просто приятно чувствовать себя тов. Мао...

Укладка парашюта в идеальных полевых условиях. Даже ветер не мешает и рук 4 штуки.
Укладка парашюта в идеальных полевых условиях. Даже ветер не мешает и рук 4 штуки.

Для подготовки,  пользуясь бритвой Оккама, ужал все знания и навыки в 40 часовой с небольшим плюсом курс. (ЗЫ. И методичка написана, но вам ее дам почитать на очном курсе, записывайтесь, хы).

Итак, чему учу. Очень-очень вкратце — тому, что нужно, чтобы запускать в небо самолетик с полетным контроллером с открытой архитектурой. И не просто чтобы он взлетел-приземлился, а еще и полезное дело сделал, в виде аэрофотосъемки для задач геодезии, топографии и 3Д моделирования:

Первое. Понять, как готовить к запуску сложную летающую технику, готовить полетное задание, настраивать фотокамеру для, извиняюсь за тавтологию, аэрофотосъемки, парашют правильно укладывать и т.д.

Полетное задание в процессе выполнения.
Полетное задание в процессе выполнения.

Второе. «В полях» самостоятельно, но под присмотром  раза 2, а лучше 3 взять и запустить-приземлить самолетик, предварительно правильно настроив согласно предыдущему пункту.

Устанавливаем самолет на катапульту.
Устанавливаем самолет на катапульту.

Третье, обработать данные аэрофотосъемки, получив не только красивую, но еще и точную трехмерную модель местности, а за одним ортофотоплан.

Вот такие цифровые модели учатся делать курсанты. Обработка аэрофотоснимков - в пакете Agisoft Photoscan
Вот такие цифровые модели учатся делать курсанты. Обработка аэрофотоснимков - в пакете Agisoft Photoscan

Параллельно теории, практике в полях, и работе на компьютере с программами обработки снимков, курсанты «развлекаются» на стимуляторе, для получения навыков управления с помощью пульта.  Нельзя полностью доверять полет автоматике. Например, парашют не раскрылся, что тогда делать бедному оператору — ждать когда кончиться батарейка? Нет, конечно, нужно сажать на фюзеляж по-авиамодельному. Несколько часов в симуляторе должны помочь спасти аппарат. 

Самолет где-то там, сейчас раскроется парашют. Ну, или должен раскрыться.
Самолет где-то там, сейчас раскроется парашют. Ну, или должен раскрыться.

Пара слов об учебной технике. Самолеты — GeoDrone L, на базе Skywalker X5Pro. На борту полетный контроллер, Pixhawk 2.4.x, GPS+Глонасс, датчик воздушной скорости, все по-взрослому.

Учебный дрон самолетного типа.
Учебный дрон самолетного типа.

Батарея литий-полимерная (а разве другие бывают?) 5000mah, 4s, двигатель 2830 1000kv, что на мой взгляд недостаточно большой мощный, однако для крейсерского полета его достаточно. Винт складной, 9''x6'' (размеры в дюймах).

Первые секунды после запуска.
Первые секунды после запуска.

Крейсерская скорость 60 км/ч, дальность полета при спокойном ветре (до 5 м/c) 35 км. Немного, но для учебных задач, или съемки небольших участков (10-20 км кв в день с детализацией 5 см на пиксель) достаточно.

Уложенный в спецчемодан самолет, в полном комплекте.
Уложенный в спецчемодан самолет, в полном комплекте.

Камера Sony ILCE 6000, или любая аналогичная от «тети Сони» с объективом 20мм, или любым из категории легче 150 гр. Можно установить даже флагман аэрофотосъемки,  полнокадровый компакт Sony RX1. Он, лучше, но дороже, раз в 5). 

Не настроил правильно камеру - приехал на следующий день обратно.
Не настроил правильно камеру - приехал на следующий день обратно.

Без происшествий тоже не обошлось. Ниже результат раннего раскрытия парашюта. Нужно не только его укладывать, но еще и крышку надежно закрывать, а то вот:

Квадриптих правильного раскрытия парашюта. В этот раз все штатно.

-13
-14
-15
-16

Один полетный день выпал на порывистый ветер у земли, на 100 метрах он был 12 м/c, или около 45 км/ч. С ног сдувало, но полет, нормальный, просто нужно полетное задание правильно строить, чтобы развороты, и змейка была против ветра. Все, как ни странно, обошлось.

Поймай самолет, если сможешь. Или его ветром унесет.
Поймай самолет, если сможешь. Или его ветром унесет.

Итог недели: участникам выданы свидетельства о краткосрочном повышении квалификации, присвоена квалификация «специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем — внешний пилот».