После прихода эрбинов на Русскую равнину, оставляя за собой цепь археологических культур, отмеченных выше – хвалынскую, самарскую, средневолжскую, раннюю ямную, раннюю катакомбную, раннюю майкопскую, они перешли Кавказ и вышли в Месопотамию. На Кавказе большинство гаплотипов гаплогруппы R1b относятся к древнему субкладу L23, тому же, что и преимущественно у башкир. Датировки по гаплотипам дают время жизни общего предка примерно 6200 лет назад. Там же, на Кавказе – дене-кавказские языки (карта ниже – с проекта С.Старостина «Вавилонская башня», ссылка):
Впрочем, то, что написано рядом с этой картой на указанном лингвистическом сайте, а именно, что колыбель сино-кавказской макросемьи находилась к югу от Кавказа, что распад ее датирован примерно 11 тысяч лет назад, а ее выделение, как и других языковых макросемей, «из единого гипотетического праязыка, из которого вышли все ныне известные живые и мертвые языки», «отнесен за рубеж 13-14 тысячелетий до н.э.» – это все, конечно, фантазии. Таких данных нет, это все «по понятиям». На самом деле, сино-кавказская языковая семья, она же дене-кавказская, более 30-40 тысяч лет назад находилась в Южной Сибири, ее носители (гаплогруппы Q) 11 тысяч лет назад давно уже были в Америке, другие носители (гаплогруппы P, Q, R, R1, R1b, R2) продолжали жить в Сибири вдоль миграционного пути, проходящего на Крайнем Севере и на Камчатке, на Алтае, вдоль миграционного пути на запад, проходившего по Южному Уралу и Северному Казахстану, и далее по времени, 10-6 тысяч лет назад, по Русской равнине, через Кавказ и в Месопотамии. Не было «13-14 тысяч лет до н.э.» никакого «гипотетического праязыка», если он и был, то не менее 65 тысяч лет назад, и никакой «колыбели сино-кавказских языков к югу от Кавказа не было». Это даже не искаженные интерпретации, это чистые, повторяю, фантазии.
Три основных пятна на карте не повторяют буквально зоны распространения гаплогруппы R1b в настоящее время. Однако общая корреляция есть. Если мы обратимся к западному и центральному Кавказу, то в Абхазии в настоящее время 14% гаплогруппы R1b среди населения, в Грузии – 9%, у осетин-дигорцев 17%, в Армении гаплогруппа R1b одна из двух основных, другая – J2. На восточном Кавказе – у лезгинов 43% гаплогруппы R1b, у аварцев – 15%. Более 90% гаплотипов гаплогруппы R1b на Кавказе происходят от общего предка, который жил примерно 6200 лет назад, субклад L23. В Дагестане есть народность лаки, или лакцы, там у мужчин протестировано всего несколько гаплотипов – и все, насколько мне известно, гаплогруппы R1b, и опять древний субклад L23. Более того, лаки говорят на древнем языке, который близок к реконструированному шумерскому языку, причем близок до такой степени, что люди почти свободно читают словарь шумерского языка (21-томный Chicago-Assyrian Dictionary, CAD), и не только читают, но в быту с древности используют топонимику и имена шумеро-аккадского происхождения. В Вестнике Академии ДНК-генеалогии публикуется серия статей филолога Разият Омариевой, в которых систематически комментируется CAD в сопоставлении с лакским языком (Вестник, т. 4, № 8, 9, 11; т. 5, № 3; т. 6, № 2, 4, 11; т. 7, № 3). Р. Омариева приводит слова (в переводе, конечно) из лакской народной песни –
Деву твою из Азани, что ликом меня краше,
пусть Хусур-река поглотит и в море унесет…
и продолжает – «Ни реки Хусур, ни местности Азан на крохотной земле Лакии в Дагестане не существует. А песня из далеких времен жива, ее поют, не напрягаясь, о какой же реке Хусур идет речь, и кто такая Азайни, дева из Азан». Открываем Чикагский ассирийский словарь, и в третьем томе D (1959) читаем про реку Husur в Месопотамии. И таких данных Р. Омариева приводит многие сотни.
Надо сказать, что часть эрбинов могли пройти в Месопотамию не через Кавказ, а напрямую, через Иранское плато. Там параллельно с шумерским государством существовало государство Элам. По некоторым данным, эламцы от шумеров заимствовали клинопись, вытеснившую с середины III тысячелетия до н.э. местную иероглифику (Лопаткин, 2006). К сожалению, эламская клинопись до сих пор не расшифрована, поэтому их язык нам неизвестен. Но установлено, что он не индоиранский, не флективный, а агглютинативный. Как пишет тюрколог Д. Лопаткин, «по-видимому, из агглютинативных языков в том регионе мог быть лишь тюркский. Возможно, Эламское государство в Средней Азии было создано тюркоязычными племенами, и свою страну они назвали элем, что по-тюркски означает «моя страна» (Ил-ем > Эл-ем > Элам)». Но вполне возможно и то, что язык в древнем Эламе был дене-кавказский, который и был фактически прото-тюркским. В таком случае никакого противоречия нет.
Шумеры
Переходим к шумерам (примерно 5500-3500 лет назад, хотя обучение шумерскому языку в Междуречье продолжалось, по некоторым данным, вплоть до рубежа I-го века до н.э.). Государство шумеров находилось в южной части Двуречья между реками Тигр и Евфрат, по некоторым данным, даже в V-III тысячелетиях до н.э. (примерно 6500-5000 лет назад).
Итак, мы имеем связку гаплогруппы R1b от Алтая до Кавказа и до Южной Месопотамии через ассирийцев – предположительных потомков шумеров. У нас есть не очень уверенные гипотезы лингвистов, что шумерский язык мог относиться к дене-кавказской группе языков. Мы имеем миграционный путь гаплогруппы R1b с Ближнего Востока до Пиреней, а именно до басков, которые на 85-90% имеют гаплогруппу R1b, и говорят на дене-кавказских языках, причем по ряду данных язык басков перекликается с северо-кавказскими языками. Наконец, мы имеем путь доставки драгоценного (в те времена) камня лазурита (ляпис-лазури), который принципиально повторяет миграционный путь эрбинов из Центральной Азии в Междуречье (к шумерам) и далее в Египет, о чем речь пойдет ниже.
Для гипотезы достаточно, а для ее превращения в теорию нужно будет показать, что ископаемые гаплотипы древних шумеров действительно относятся к гаплогруппе R1b, и что агглютинативный язык шумеров действительно мигрировал по Евразии со стороны Южной Сибири. Было бы важным подкреплением для теории найти, что шумерский язык перекликается и с прототюркскими языками. Это привело бы в крепкое соответствие связку между языком эрбин, дене-кавказскими и прототюркскими языками, которая стала бы фактически тождеством, приравнивающим все три языка, в их динамике на протяжении тысячелетий. Что на этот счет говорят лингвисты?
В отношении происхождения шумерского языка лингвисты выдвигают самые разные и фантастические гипотезы, большинство которых в корне противоречат друг другу, а также данным и выводам ДНК-генеалогии. Свод этих гипотез приведен на этом лингвистическом сайте. Здесь и прародина шумерского языка на острове Дильмун (современный Бахрейн), и связь с «тайными языками» Индостана, и прародина в легендарной Аратте, расположение которой так и остается неизвестным, и прибытие шумерского языка из Индии через Индийский океан в Междуречье, и происхождение от племени тода в Южной Индии, последних из сохранившихся лемурийцев, там же, в гипотезах, привлекают сходство названий «Бухара» и «Бахрейн», и туда же индийского штата Бихар, в качестве колыбели шумеров предлагают Северную Индию, откуда предки шумеров якобы пошли на север, в Среднюю Азию, а оттуда – на Кавказ и далее, или что колыбель шумеров вовсе была на островах Эгейского моря, и критские письмена – это ранние шумерские, и так далее. Я не могу исключить, что эрбины там везде побывали, но это надо доказывать. Но то, что направления миграций в приведенных выше фантазиях несовместимы друг с другом, а многие полностью перепутаны – это совершенно очевидно любому, кто знаком с временами и направлениями древних миграций по данным ДНК-генеалогии. Как и то, что шумерский язык якобы генетически связан с финно-угорской языковой группой (Парпола, 2007). На уровне заимствований – может быть, но это совершенно разные гаплогруппы, которые в истории почти не пересекаются. Финно-угорские языки – это гаплогруппа N, на Алтае, возможно, носители ее предка, гаплогруппы NO, были соседями гаплогруппы Р, примерно 40-45 тысяч лет назад, да где-то на Урале, возможно, проходили рядом. Вряд ли более того. То, что там находят якобы 500 лексических соотвествий – пусть посмотрят еще раз. У всех тех фантастических теорий, упомянутых выше, тоже находят лексические соответствия, но сами теории друг с другом несовместимы. Одно это показывает, что только лексическими «соответствиями» ограничиваться никак нельзя. Они часто ненадежны.
Но во всей этой каше есть гипотезы, которые совместимы с древними миграциями эрбинов и их языков, которые, повторяю, на данном этапе исследования можно назвать дене-кавказскими. Среди них – предполагаемое родство шумерского языка с картвельской семьей (М. Церетели, 1960 гг. и В.В. Ребрик, 1990-е гг.) и с грузинским языком (М. Иосикава, 1981).
Интересное соображение приведено на лингвистическом сайте Игоря Гаршина. Он пишет, что «в шумерских литературных текстах употребляется 3064 различных слова. Больше 1000 из них употребляются лишь один или два раза и их можно отнести к категории редких. Чтобы понимать каждое четвертое слово в шумерских текстах достаточно знать 23 самых употребительных слова. А чтобы понимать каждое третье – нужно знать всего лишь 36 слов. Если представить что каждое предложение в любом языке можно свести к трёхчленной информации, что «кто-то» + «что-то» + «сделал», то практически в каждом шумерском предложении вам будет понятно минимум одно слово из трёх. А если знать 172 слова, то уже два из трёх. Зная всего 79 самых частых слов, вы можете говорить, что знаете шумерский язык». После этого, правда, стоит смайлик…
Возвращаемся к наиболее правдоподобным гипотезам о происхождении шумерского языка, которые, в принципе, согласуются с данными ДНК-генеалогии. Как пишет лингвист, который занимается алтайскими языками, возможность сопоставления шумерского с алтайскими языками, и в частности с тюркскими, можно считать вполне оправданной. Ему вторит лингвист-тюрколог Д. Лопаткин, что хотя в официальной европоцентристской исторической науке тюрки относились к так называемым молодым, неисторическим народам, но временем обособления тюрков от алтайской общности многими считается VI тысячелетие до н.э., то есть между 6000 и 5000 лет назад (ссылка). Правда, против таких воззрений тюркологов велась официальная борьба, которая называлась борьбой против удревнения истории малых народов. Несмотря на это, некоторые тюркологи, не соглашаясь с официальной точкой зрения относительно возраста тюрков, делали достаточно обоснованные попытки обнаружить более древние следы тюрков в языках американских индейцев, ушедших из Евразии 20-30 тыс. лет тому назад, а также в языке шумеров, применявших клинопись еще в IV тысячелетии до н.э. В этих языках обнаружена целая система тюркских обозначений определенных понятий, относящихся к разным сферам человеческой деятельности.
Дело в том, что агглютинативные языки, к которым относятся и тюркские, и шумерские, и дене-кавказские в целом, обладают намного большей устойчивостью, чем, например, индоевропейские языки (эта точка зрения была также высказана и в некоторой степени обоснована в статье про тюркские языки (Клёсов, Вестник, январь 2010 и здесь). Это, собственно, может подтвердить любой грамотный человек, для которого тюркский язык родной, потому что они с легкостью читают тексты на тюркских языках 1-го тыс. нашей эры. С флективными языками не так, потому что там корни слов весьма изменчивы, фонетика со временем «плывет» и современное звучание (и написание) слова не совпадает с древним. В агглютинативных языках корни слов с течением времени почти не меняются, поэтому древние языки зачастую, в целом, понятны современникам. Как пишет Д. Лопаткин, «шумерские клинописные тексты также богаты тюркскими словами, похожими на современные тюркские», и далее – «шумерская система клинописи была расшифрована в конце XIX – начале ХХ вв. Именно этот расшифрованный по клинописям шумерский язык оказался богатым тюркскими заимствованиями». Лопаткин дает подробную историю этого вопроса, и сообщает, что по данным турецкого исследователя О.Н. Туна (1990), тюркский язык еще 5500 лет тому назад имел логически разработанные его носителями фонетический строй и грамматическую систему. Если допустить, что до развития этой системы прошло еще 5500 лет, то возраст тюркского языка окажется 11 тыс. лет. Лопаткин далее пишет – «В научной литературе остаются пока без ответа вопросы, где же шумеры испытывали сильное влияние тюрков: до прихода в Двуречье, или здесь рядом с ними жили тюркские племена, может быть шумеры были когда-то тюрками…».
Я не буду далее вдаваться в лингвистику, но отмечу, что эти слова специалиста-тюрколога могут быть использованы в поддержку версии, изложенной в первой части настоящей статьи, что дене-кавказские языки на определенной, ранней стадии динамики своего развития, могли быть прото-тюркскими языками.
Лазурит (ляпис-лазурь) и его древняя история в культуре шумеров и египтян
Как уже было отмечено, в дополнение к истории миграции эрбинов и их языка, возможно, дене-кавказского и/или прото-тюркского («возможно», потому что это положение ждет подтверждения лингвистами), мы имеем путь доставки драгоценного в те времена камня лазурита, который принципиально повторяет миграционный путь эрбинов из Центральной Азии в Междуречье, к шумерам, и далее в Египет. Шумеры широко использовали лазурит в украшениях, статуэтках, других произведениях искусства. Лазурит часто вставляли в глаза статуэток, им украшали ножны, печати, из него делали амулеты. Эти украшения делали уже в V тыс. до н.э. в Эриду, Южной Вавилонии, на заре Шумерского государства; в Уре, между 4700 и 4500 лет назад. В Египте лазурит применяли для украшений еще 5100 лет назад, им украшали склепы Рамзеса II (примерно 3279 лет назад), Тутанхамона (3361-3352 лет назад). На знаменитой золотой маске мумии Тутанхамона лазуритом выложены брови и окружности вокруг глаз.
На фотографиях изделий ниже – лазурит в шумерских произведениях искусства.
Вопрос – откуда шумеры брали лазурит, и как они вообще о нем узнали? Дело в том, что в мире есть всего несколько месторождений лазурита, и почти все, во всяком случае, в Евразии, были известны в древности. Таких были всего три месторождения: Сибирь (район Байкала), Таджикистан (в горах Памира) и Афганистан (Бадахшанское Сары-Сангское месторождение, на северо-востоке страны, показано буквой L красного цвета на карте ниже).
Эта карта нам уже знакома, она показывает небольшие регионы языка бурушаски, кстати, недалеко от месторождений лазурита. Добывать лазурит было и остается делом непростым, например, на Памире месторождение находится на высоте 5000 метров, в виде жил лазурита в скалах. Ниже – фотография окрестностей месторождения лазурита (предоставил доктор Метин Гундуз, Турция).
В принципе, есть и четвертое месторождение, на границе Афганистана и Пакистана, но качество лазурита там ниже. Байкальский лазурит – один из лучших. По химическому составу лазурита можно с точностью узнать место его добычи (A. Re, 2011), но с шумерскими и египетскими изделиями такая работа пока не проведена.
А Гильгамеш созвал мастеров всех ремесел,-
Толщину рогов мастера хвалили.
Тридцать мин лазури – их отливка,
Толщиною в два пальца их оправа,
Шесть мер елея, что вошло в оба рога,
Подарил для помазанья своему богу Лугальбанде,
А рога прибил у себя над хозяйским ложем.
Когда умер его друг и побратим Энкиду, Гильгамеш в гóре собирает мастеров и дает им задание сделать статую друга:
Едва занялось сияние утра,
Гильгамеш по стране созывает кличем
Ваятелей, медников, кузнецов, камнерезов.
«Друг мой, сделаю кумир твой,
Какого никто не делал другу:
Друга рост и облик в нем будет явлен,-
Подножье из камня, власы – из лазури,
Лицо – из алебастра, из золота – тело»…
Едва занялось сияние утра,
Гильгамеш изготовил из глины фигурку,
Вынес стол большой, деревянный,
Сосуд из сердолика наполнил медом,
Сосуд из лазури наполнил маслом,
Стол украсил и для Шамаша вынес.
Эллиль услышал уст его слово –
Внезапно с неба призыв раздался:
«Издревле, Гильгамеш, назначено людям:
Земледелец пашет землю, урожай собирает,
Пастух и охотник со зверем обитает»…
Еще пример – лазурит как украшение:
Как только прибыла богиня-матерь,
Подняла она большое ожерелье,
Что Ану изготовил ей на радость:
«О боги! У меня на шее лазурный камень –
Как его воистину я не забуду,
Так эти дни я воистину помню,
Во веки веков я их не забуду!»
В Африке дене-кавказских языков лингвистами не отмечено, хотя эрбины прошли через Египет более пяти тысяч лет назад, и, видимо, посадили на престол фараона одного из своих влиятельных людей. Об этом рассказывалось в первой части этой статьи, не буду повторяться. Напомню только, что у фараона Тутанхамона оказалась гаплогруппа R1b, но очень древнего субклада с возрастом 7 тысяч лет, и с очень древним гаплотипом, которых в Европе почти нет. Так что опасения тогдашнего руководства Египта, что фараоном оказался европеец, оказались напрасными. Впрочем, они этого не знают, поскольку про гаплотипы, скорее всего, не имеют понятия.
В целом, концепция миграции эрбинов по северной Африке (включая Египет) со стороны Ближнего Востока имеет ряд оснований, и продолжает оставаться концепцией. В итоге, примерно 5000 лет назад эрбины достигли Атлантики, переправились через Гибралтар, и 4800 лет назад они уже были на Пиренеях. Эта датировка получается при сопоставлении базовых (предковых) гаплотипов субкладов R1b-P312 и U106. Эта же датировка принята в археологии за начало (в Португалии) культуры колоколовидных кубков (ККК), которые двинулись на север, в континентальную Европу. Их язык был неиндоевропейским. Соответственно, ККК наводнили Европу неиндоевропейскими языками, которых насчитывают десятки. Гаплогруппы «Старой Европы» были уничтожены или бежали на окраины Европы, и большинство их прошли «бутылочное горлышко» популяций и фактически возродились через 1000-1500 лет в других регионах Европы и Азии. Значит, общие предки современных носителей субкладов датируются в диапазоне 4600 (R1a) – 4500 (G2a) – 3600 (I1) – 3600 (E1b-V13) – 2300 (I2a-M423 в Восточной Европе) лет назад, хотя их ископаемые субклады значительно более древние.
Анатолий А. Клёсов