Говорят, в мире все меньше добра. Не верьте. Во всяком случае, пока снимают подобные фильмы.
Фильм "Вторая жизнь Уве" (Швеция, 2015) рассказывает о том, как именно у Уве начинается эта самая вторая жизнь. Хотя картинка как раз из первой.
У шведов получился славный и очень настоящий фильм про одиночество, про старение, про то, как сложно, когда один уходит, а другой остается, и этому другому так тяжко, что хоть ты в петлю лезь. В последнее время появляется много фильмов про старость – от явно драматичных картин до сахарной ваты, которая противно липнет к нёбу на всем протяжении просмотра. "Вторая жизнь Уве" представляет собой гармоничный продукт, где грусть переплетается с ехидной самоиронией, а печаль со временем уступает место робкой радости жизни.
Вздорного старика Уве, помешанного на порядке во всем и всегда, на работе ставят перед фактом, что в его услугах более не нуждаются. Кажется, именно благодаря рабочей рутине и ежедневным визитам на могилу недавно умершей жены Уве еще как-то держался, но озвученный приговор становится последней каплей, и старик решает воссоединиться с любимой. Если бы не одно но, а именно обстоятельства в виде новых соседей, которые так или иначе мешают качественно самоубиться.
– Не так уж это просто – расстаться с жизнью, а тут еще эта кошка...
Рольф Лассгорд в главной роли великолепен! Постепенно приподнимая непробиваемую броню ворчливости и брюзгливости, он показывает нам трогательного добряка с большим сердцем. Взросление маленького Уве, становление Уве-мужчины и горечь утраты Уве-старика разворачиваются перед зрителями, вызывая предательские слезинки у самых впечатлительных из них.
А как хороши женские персонажи! Волей несчастного случая неунывающая Соня, жена Уве, оказывается прикованной к инвалидному креслу, но ее оптимизм и поразительное жизнелюбие еще многие годы вдохновляют как неоправившегося от случившейся трагедии мужа, так и многих других людей.
Парвана – соседка Уве и фактически глава соседского семейства – бесподобно сыграна Бахар Парс.
– Ты родила дважды, третий раз — не за горами. Смогла уехать из Ирана, прошла через войну, бомбежки и ад, выучила новый язык, получила образование и работу и нашла себе мужа-дурака. Значит, выучиться водить для тебя — не проблема. Заводи машину и вперед!
Невольно Парвана становится лучшим другом Уве, почти насильно вовлекая его в ту самую вторую жизнь и вообще в жизнь, с которой он так жаждет проститься.
Это фильм про любовь, про дружбу, про принятие и ослиное упрямство в нежелании примириться с обстоятельствами, про наших тараканов, которым порой так сложно найти общий язык с тараканами близких нам людей, и про многое другое. Судьба во многом определяется суммой учиненных нами же глупостей, как утверждается в фильме. На титрах невольно задумываешься о собственных глупостях, робко сжимаешь руку человека, который сидит рядом, и особенно остро хочешь состариться вместе. Или эгоистично уйти первым.
"Внутренняя дорога" (США, 2014) в русскоязычном прокате была переименована в "Тронутых", что мгновенно лишает фильма очарования и какого бы то ни было желания знакомиться с этим продуктом кинематографа, поэтому будем придерживаться оригинального названия.
"Внутренняя дорога" – фильм про трех особенных подростков, которые сбегают из новомодной психушки, держа путь к океану. Несмотря на несколько заезженный сюжет, фильм представляет собой довольно качественную версию современного "Достучаться до небес", хоть и заметно уступая по многим параметрам старому фильму. Путешествие к большой воде становится своеобразной внутренней дорогой для каждого из героев, в конце которой уже никто не будет прежним.
В первую очередь, хотелось бы отметить актеров, которые сделали этот фильм. Роберту Шиену гениально удался синдром Туретта. Синдром Туретта – это когда приятный молодой человек внезапно начинает дергаться в очереди на кассе и в особо ярких деталях описывать кассиру, как именно он поимел его бабушку утром. Не смешно, а страшно... И не только образ сумасшедшего, но и обычного подростка, потерянного после смерти матери и ищущего себя в этом мире, вышел у него не менее отлично.
Чудак, страдающий мизофобией (боязнью загрязнений) и вынужденный терпеть в своей комнате нового соседа, прекрасно прорисован Девом Пателем, а Зои Кравец в роли анорексички Мари порой кажется самой адекватной из всей этой небанальной троицы.
Фильм балансирует на грани комедии и драмы, представляя собой добротную трагикомедию. Это кино не об ущербных людях, которые как-то вынуждены жить со своими диагнозами, хотя и о них тоже. Это фильм про радость и грусть юности, про надрыв и безумства этого самого яркого периода жизни, про первую любовь, про зарождающуюся, возможно, на долгие годы дружбу, про сложные отношения с родителями и не менее сложные отношения с самим собой.
"Капитан Фантастик" (США, 2016) чем-то напоминает книжку Джаннет Уоллс "Замок из стекла", не одноименный фильм, а именно книгу. Для начала здесь тоже рассказывается о семье, которая не такая, как все.
Папа, на определенном этапе минус мама и шестеро детей живут в лесу. Именно живут, а не выживают. Выращивают овощи, охотятся, изучают квантовую физику и высшую математику, могут рассказать содержание какого угодно билля или пояснить метафизику любой политической структуры. По вечерам они читают книги у костра или устраивают импровизированные музыкальные представления, а раз в год празднуют День Ноама Хомского – эдакую альтернативу Рождеству. И все хорошо и чудесно, пока в один не самый прекрасный день их мать, находясь на лечении у родственников, не кончает жизнь самоубийством... И шестеро детей плюс папа отправляются на семейном автобусе "Стиве" хоронить маму по всем правилом этой, мягко сказать, необычной семейки. Собственно, про их долгое и полное приключений путешествие из Орегона в Нью-Мексико и пойдет речь.
В "Капитане Фантастике" прекрасно решительно все – и цельные персонажи, и драматичная составляющая, и удивительные планы природы, и сама идея этого утопичного эскапизма, который обращается в пепел, столкнувшись с действительностью.
Слоган фильма "Он подготовил их ко всему, кроме настоящей жизни" оправдывает все происходящее на экране. И в этой ненастоящей жизни зритель растворяется на протяжении двух часов – в колючих звездах над головой главных героев, в пассажах про марксизм, троцкизм и "Лолиту" Набокова, в классической музыке и умиротворяющем потрескивании костра. Ирония, порой переходящая в жестокую самоиронию, грусть, ярость, любовь, радость жизни и упоение ей – здесь есть все составляющие, чтобы плакать и смеяться вместе с героями.
Отдельное удовольствие наблюдать за игрой безудержного Вигго Мортенсена в роли отца дауншифтера Бена и его мятущегося сына Бо, блестяще сыгранного Джорджем МакКэем.
Категорически рекомендуется для просмотра всем романтикам. А потом не поленитесь, почитайте про Хомского. Это удивительная личность, достойная отдельного дня памяти в году.