Найти тему
Helperia.ru

Цареубийцы. В английской трагедии Шекспира и цикле Джорджа Мартина «Песнь Льда и Пламени». Макбет и Джейми Ланнистер

Свержение монарха имеет несколько причин или даже личных интересов и приводит к такому явлению как «цареубийство», которое находит отражение в художественной литературе. Монарха может свергнуть народ, его может казнить парламент (исторический пример казни Карла первого, английского короля), а также, он может стать жертвой заговора. И на всё это есть причины. Ухудшение обстановки в стране (падение Бурбонов в революционной Франции), недовольство проводимой монархом политикой, самозванчество (галерея Лжедмитриев в нашем государстве в Смутное время), а возможна и неприятность самой личности государя (заговор против Павла первого) и тому подобное. Из чего следует, что и отношение к цареубийству, как к поступку тоже разное и влечет разные последствия.

Для рассмотрения трагедийного воплощения цареубийцы можно взять шекспировского Макбета. Он получает предсказание от ведьм о своём восшествии на трон. И поначалу он им не верит: «Откуда почерпнули вы мысли столь нелепые?» - спрашивает он у них. Макбет – приближенный короля, один из тех, кто входит в круг доверия Дункана. И уж, конечно, он стремится к власти. Но мы видим лишь, как он пытается добиться положения на поле брани, обагряя меч, что не приносит ему удовольствия, исходя из его фразы: «Бывал ли день ужасней и славнее?»

Предсказания начинают сбываться, и это подталкивает Макбета к убийству Дункана в завершении. Он и вообразить себе не мог о том, что станет королем Шотландии. А теперь, более убеждён в мысли – на престол взойти может любой, и всякий – божий помазанник. Идея естественного права, равенство в правах придают уверенности будущему цареубийцы, однако Дункан – его друг, а кроме того, справедливый король, угодный Шотландии.

Макбет ведёт с собой внутреннюю борьбу, которую разрешает его жена – леди Макбет. Она не менее мужа жаждет власти, скорее, подобный удел будоражит её сильнее, чем его. А вскоре, замарав руки кровью Дункана, и Макбет не отдаёт себе отчёта в убийствах. Опасаясь предательства, он собирается погубить Банко, которому тоже было предсказано великое будущее.

Таким образом, мы заключаем: Макбет убивает короля, а после желает показать, что любой человек не королевских кровей может править достойно. Но череда расправ над друзьями, безумие жены и возвращение Малкольма, наследника Дункана из Англии и Макдуфа, не дают ему попыток доказать это. Макбет проявляет свою власть, он пользуется ею, демонстрируя своё могущество и факт того, что шотландский трон принадлежит ему. Потому что он совершил цареубийство для себя.

Несколько противоположным мотивом руководствуется другой цареубийца – персонаж современного цикла «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина, Джейме Ланнистер. Он убивает безумного короля Эйериса Таргариена для поднявшего мятеж Роберта Баратеона. Джейме не колеблется, в отличие от Макбета, поскольку давно занял сторону мятежников. У него не дрогнул меч при убийстве. Но Эйерис не был добрым королем. Не был и справедливым. Оттого Роберт Баратеон и поднял восстание против него. И Джейме не преследовал личные интересы. Он рыцарь Белой гвардии. Его обязанность – защищать короля, а не убивать. Отсюда напрашивает вывод, что Джейме способен предать. Он хранит верность лишь своей сестре. Но и та подвергается проверке. Поступок Джейме не был одобрен народом. За глаза ему дали прозвище «Цареубийца».

Джейме Ланнистер – воин. Победитель турниров, заносчивый, саркастичный, гордый. Он смело насмехается над честью. Ему нет равных на поле брани и в любом поединке до тех пор, пока он не превращается в калеку.

Джейме – воин. И рассуждает он как воин: «Мир в те дни был проще, и человек тоже, а мечи делались из лучшей стали. Не потому ли, что ему тогда было пятнадцать лет?» Как и все он был наивен в начале. Он полагал, что сражаться можно не задумываясь, потому что видел в этом смысл. Поэтому и убийство Эйериса выходит у него насмешкой. После он развязно садится с кровавым мечом на Железный трон, словно на обычный стул, нарушая его важность. Потому что в понимании Джейме – это всего лишь стул.

Быть победителем в сражениях для него оказывается предпочтительнее. Быть лучшим – вот чего желает Ланнистер. А клятвы нарушают все. Клятвы, данные рыцарем, ничего не значат, если их не соблюсти: «Клятв так много. Только и делаешь, что клянёшься. Защищай короля, слушайся короля, слушайся отца, защищай невинных, охраняй слабых. А если твой отец презирает короля? А если король убивает невинных? Слишком много обязательств. Что ни делай, какую-нибудь клятву да нарушишь».

Джейме Ланнистер и шекспировский Макбет стараются проявить себя в битвах, они безжалостны к врагам и поступают в своих интересах. Но Макбет садится на трон, ощущая себя королём, с осознанием могущества, а Джейме садится на трон с усмешкой, с нахальством, считая трон – наименьшим атрибутом власти. Джейме не добивался трона. Макбет стремился к нему. Однако оба поплатились за свои пороки.