Найти тему
inner emigrant

ИСКАЛА ЛЮБОВЬ И НЕ НАШЛА | «Безприданница», Крымов, ШДИ

Оглавление

ИСКАЛА ЛЮБОВЬ И НЕ НАШЛА...

А любовь была. Но коварная. Любовь как выбор между тем, кто любит тебя, и тем, кого любишь ты.
И не было как раз выбора.

Была попытка ухватиться за человека «не блестящего, но достойного» — ту самую «соломинку, за которую хватается утопающий».
Но и она была обречена.

А тем временем вокруг «много сброду бывает». И все без исключения где-то там смотрят футбол, пока тут кто-то хватается за последний вагон поезда, уносящего вдаль любовь, дробит себе кости и сдирает в кровь плоть.

Раны затягиваются, но место физической боли тут же занимает боль душевная. А от нее уже никуда не денешься.

Вот такая она — прославленная "Безприданница" Дмитрия Крымова в Театре "Школа драматического искусства​"!

Невыносимо трагичный спектакль. Щемящий с первых минут и беспощадно сжимающий сердце в тисках к финалу.

На первый взгляд все по Островскому:

«действие происходит в настоящее время».

Да только та самая набережная, куда прибывает заветная "Ласточка", дарящая надежду сбежать от себя, — что 35 лет назад в фильме «Жестокий романс», что сегодня — выглядит одинаково.

Гимн страны — что 80 лет назад, что сегодня — идентичный. Пусть слова и отличаются, кто бы их слушал. Для верности можно под любой вариант постоять.

«Какой народ! Удивляюсь. Везде поспеют; где только можно взять, все уж взято, непочатых мест нет.» — все слишком зловеще точно по Островскому.

Годы идут, а время замерло. У нас всегда «действие происходит в настоящее время». Хоть сегодня, хоть сто лет назад. И всегда «хоть бы в лес, да поскорее отсюда вырваться».

А любовь? Что любовь? «В любви приходится иногда плакать». И «нужда-то любого научит!». «Даже самый кроткий человек способен на преступление, если у него другого выхода нет!»

А выбора нет.

Все, как в известном хите: "Кто кому достанется, выпадет монетками. Кто кому останется нервами, таблетками".

Вот и остается только закинуть горсть таблеток, бросить монетку, «проститься со свободой» и «продать волю».

А «разный сброд», что сегодня, что 10 лет назад на матче "Россия-Голландия", не поворачивая головы к трагедии отдельного человека и гибели любви, истошно кричит: "Наших, наших показывайте! На этих-то что смотреть!"

Так и развивается спектакль в многоголосье контрастных тем: бытовых (Огудалова), комических (Робинзон), трагикомических (Карандышев), лирических (Лариса), пока героиня не возносит происходящее до высот современной трагедии, принимая выстрел как милость.

Режиссер в программке предваряет, что видит в этой истории эдакую "русскую Кармен". Но сам не заметил, как к финалу создал "русскую Лулу".

Любовь была. Выбора не было. И любовь погибла.

"Не доставайся же ты никому!"
"Ни нашим! Ни вашим!"

А в результате — все, как всегда:
Никто не виноват.
И все виноваты.

Если обычно у Крымова комичное соседствует с трагичным, то тут случай исключительный. Это мощный, совершенный и большой спектакль на большую тему.

Он даже не о социальной среде, со "злой" волей отдельных лиц, как обычно трактуют пьесу.

Он именно о «психоидеологии» времени, тайной экспансии зла, возникающего как бы «из ничего» — из внутреннего холода, эгоизма и разобщенности людей.

«...жизнь коротка, так надо уметь ею пользоваться»,— эти правила Паратова — подлинные скрижали вечного "настоящего времени", в котором неизменно происходит одно и то же действие.

В унижении и уничтожении любви — печать эпохи, слепок с нас сегодняшних и всегдашних. Запертых в нужде. Без приданного. Без выбора. Без любви. Всегда "БЕЗ".

Грандиозная конструкция, которая возвышается на плечах двух титанов:

Жанны Агузаровой, с ее знаменитым "воплем" беспросветного одиночества и отчаяния, уносящимся прямо к звездам.

И исполнительницы главной роли — Марии Смольниковой​​. Она — абсолютно невероятно и фантастически выдающаяся артистка. Большая звезда. В своей самой "большой" и "звездной" роли.

Если не были, сходите!

Есть показ сегодня, 17-го июня в 19:00. Есть два показа в августе. Ну и в целом спектакль довольно регулярно бывает в афише. Это одна из самых больших удач и театра, и режиссера.

Билеты тут: https://sdart.ru/project/bezpridannica/

«Пусть веселятся, кому весело... Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо... умереть... Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю. (Посылает поцелуй.)»
Громкий хор цыган.
(с) А. Островский. «Бесприданница»

___________
Видео, фото, обсуждение и комментарии:
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/444020319380210

Самые свежие обзоры и обсуждения театральных и музыкальных событий всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant