Корреспондент “Часового алфавита” отправился в Страну восходящего солнца, чтобы узнать, как создаются наручные часы Casio и каким образом знаменитые “джишоки” испытывают на прочность. Рассказываем об увиденном и услышанном в формате “вопрос — ответ”
ГДЕ РАСПОЛОЖЕНА ФАБРИКА CASIO?
У компании несколько фабрик, работающих в разных странах. Зарубежное производство базируется в Китае и Таиланде, но главный, “материнский” завод находится в Японии, в префектуре Ямагата. Этот район расположен в северной части крупнейшего японского острова Хонсю, дорога от Токио на скоростном поезде займет около трех часов.
ЧТО ЗДЕСЬ ПРОИЗВОДЯТ?
В Ямагате собирают все флагманские модели часов Casio, включая бренды G-Shock, Oceanus и Pro Trek. Именно здесь рождаются новые часовые модификации и прототипы, которые потом тестируют на прочность, точность и прочие параметры.
КАК ВСЕ ЭТО ВЫГЛЯДИТ?
Снаружи совершенно неприметно — низкое серое здание на фоне возвышающихся на горизонте гор. Внутри — намного интереснее. Гостей фабрики ведут через выставочный зал (где представлена вся производимая здесь продукция) прямиком в пространство заводского музея. В нем им показывают во всех деталях, как создаются часы Casio. А за стеклом в этот момент можно наблюдать уже за реальным процессом — в цехах с автоматизированной сборкой видны люди в спецкостюмах и масках. В этой части завода собирают механизмы и занимаются всей самой высокоточной работой по созданию часов.
ГДЕ CASIO БЕРЕТ СТАНКИ?
Компания оснащает завод станками-роботами собственного производства. Они выполняют большую часть работы — контролируют качество выпускаемых компонентов, занимаются их установкой. Тем не менее процессы, где требуется особая точность, выполняют люди. При этом они также следят за работой станков.
ЧТО ТАКОЕ PREMIUM PRODUCTION LINE?
Это отдельный цех, в котором собирают топовые, самые дорогие аналоговые часы вроде MT-G Metal Twisted G-Shock и MR-G G-Shock. Их сборку доверяют только самым квалифицированным сотрудникам, прошедшим специальную аттестацию. На заводе Casio разработана система допуска работников к тому или иному виду производства. В премиальный цех попадают мастера трех категорий: “золотой медалист” (gold medalist), “платиновый медалист” (platinum medalist) и “мастер” (meister). Штат сотрудников подразделения Premium Production Line в большинстве своем состоит из женщин — как говорят представители компании, из-за того, что мелкая моторика у них развита лучше, чем у мужчин.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО CASIO НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ ДЛЯ СВОИХ АНАЛОГОВЫХ ЧАСОВ МЕХАНИЗМЫ СТОРОННИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ?
Компания утверждает, что все свои механизмы для аналоговых часов она производит сама, причем делает это именно в Ямагате. На фабрике реализован полный цикл их создания — от разработки и выпуска отдельных компонентов до финального исполнения. Casio отдельно заостряет на этом внимание и гордо называет свой подход all in one, то есть когда все производится в одном месте.
КАКИЕ ЕЩЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ЕСТЬ НА ФАБРИКЕ?
Есть цеха, где изготавливают элементы корпусов и ремешки. Все они штампуются в специальных пресс-формах, каждая из которых используется до 50 тысяч раз. Формы отливают из металла станки, после чего их шлифуют люди. Корпус часов G-Shock состоит из двух частей — внешней и внутренней. Такая конструкция позволяет ему выдерживать удары.
НА УДАРОПРОЧНОСТЬ ЧАСЫ ПРОВЕРЯЮТ ЗДЕСЬ ЖЕ?
Нет, это делают в Токио, в центре исследований и разработки Casio. Место для фанатов часов G-Shock намоленное — именно здесь их создатель (или, как уважительно называют его в компании, “отец”) Кикуо Ибэ испытывал свои первые “джишоки”. Это сейчас для проверки на прочность в центре используют хитроумные приспособления, а тогда, в 80-х, Ибэ подходил к вопросу куда проще: он просто бросал часы с третьего этажа.
А КАК ИСПЫТЫВАЮТ ЧАСЫ СЕГОДНЯ?
Их проверяют с помощью различных устройств, имитирующих разнообразные ситуации, с которыми часам, возможно, придется столкнуться. Например, специальный “тычковый” аппарат позволяет протестировать на прочность кнопки — робот нажимает на них множество раз. Часы бьют молотом, вращают их в центрифуге на бешеной скорости, помещают в барокамеру с водой, подвергают экстремальным температурам и вибрации. Все эти процедуры повторяют по несколько раз, чтобы выявить дефекты и затем устранить их.
КТО РАЗРАБАТЫВАЕТ ЧАСЫ G-SHOCK В НАШЕ ВРЕМЯ?
За это по-прежнему отвечает Кикуо Ибэ — он главный разработчик. В Casio, как и во многих других японских компаниях, люди работают подолгу. Возможно, это один из секретов высочайшего качества японской продукции.
Текст: Евгений Тихонович
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене