Фаина Раневская однажды заметила: «Сниматься в эпизоде — все равно что плавать брассом в унитазе». У меня таких «заплывов» было больше сотни, последний — самый неожиданный и самый трудный — случился на девятом десятке и не где-нибудь, а на сцене Большого театра, в опере «Евгений Онегин».
После того как гороскоп предсказал смерть единственного сына, я перестала их читать. Но в один из августовских дней 2006 года открываю почтовый ящик и мне прямо в руки падает газета — кверху страницей со знаками зодиака. Взгляд утыкается в колонку «Близнецы», где написано, что в сентябре меня ждет проверка на профессионализм. Ну-ну! Не напроверялась еще за шестьдесят лет... Посмотрела предсказание до конца — «ждет материальная выгода, дальние путешествия...» — и бросила в мусорное ведро: «Вот вранье-то! С нынешним голосом — хриплым, натужным — мне уже не сыграть ни в одной нормальной пьесе, роли в кино тоже заказаны, разве что без слов».
Спустя несколько дней вожусь на даче и мне звонит близкий друг — замечательный режиссер Паша Тихомиров:
— Не уверен, но кажется — тьфу-тьфу! — ты можешь получить роль в театре.
Уточняю ехидно:
— В театре теней?
— Нет, в Большом. — Тут я буквально зашлась от смеха. — Зря смеешься, это серьезно. Постановщик Дмитрий Черняков — между прочим, обладатель нескольких «Золотых масок» — ищет драматическую актрису на роль старой барыни, гостьи на именинах Татьяны Лариной. Ему показали твою фотографию, одну из последних, — она не понравилась.
— Это почему же?
— Ты там причепуренная и слишком молодо выглядишь. Сказал: «Таких и у нас навалом, и у соседей в Театре оперетты».
— Выходит, вопрос со мной уже решен?
— Нет. Велели, чтоб пришла — посмотрят на твою внутреннюю пластику. Как только назначат день, я позвоню.
Ничуть не веря, что меня возьмут, рассказала как анекдот о звонке одной из приятельниц. Наутро веселился весь дачный поселок, а я еще и подтрунивала над собой: «Ухожу в лес по грибы. Если не вернусь — ищите на сцене Большого!»
Понравилось? Ставьте "палец вверх"! Вас ждёт много интересных материалов на нашем канале. Подписывайтесь!
И вот встреча с Черняковым. Я спокойна как удав, в голове крутится: «Не пройду конечно, но хоть развлекусь!», а Паша волнуется всерьез. Познакомившись с Черняковым, начинаю допытываться:
— Мне-то что нужно будет делать? Хоть намекните.
Режиссер смотрит испытующе и в то же время с надеждой:
— В сцене, где Ленский уже вызвал Онегина на дуэль и звучит его знаменитая ария «Куда, куда вы удалились...», вам предстоит, используя только мимику, перейти от кокетства, которое вызовет смех в зале (старая кокетка — всегда забавно), к древнегреческой трагедии — в финале у зрителя в глазах должны стоять слезы, а в горле — ком.
Это была самая трудная задача за всю мою актерскую жизнь. Семь минут пантомимы — без перемещения по сцене, без партнера (Ленский поет, лишь изредка бросая взгляд в мою сторону) и строго следуя рисунку музыки Чайковского. Плюс ко всему — огромное пространство перед сценой, занимаемое оркестровой ямой и поначалу совершенно мне непривычное. Играя у Павла Тихомирова в драматической труппе «Блуждающие звезды», я видела близко лица зрителей, а здесь — пустоту...
Черняков стал разводить преддуэльную сцену, и я поняла: передо мной тонкий режиссер, у которого многое построено на подсознании. А еще — любитель парадоксов, неожиданных поворотов, которые и делают его постановки уникальными.
Моя сцена получилась практически с первого раза! Помню, подумала тогда: «Сыграно здорово, но, к сожалению, больше так никогда не смогу, потому что это был кто-то свыше — не я». После распоряжения Чернякова «Нина Федоровна, сейчас с вас снимут мерку — и можете пока быть свободной!» шла в костюмерный цех с мыслью: «Ага, конечно! Сейчас походят вокруг меня с портняжным сантиметром — и забудут на веки вечные. Даже не позвонят сказать, что не утвердили...» Не миновало, однако, и недели, как меня пригласили на репетицию.
«Евгения Онегина» ждал триумф — и в России, и за рубежом. Спектакль показали на самых престижных подмостках — в Гранд-опера в Париже, в Ковент-Гарден в Лондоне, в «Ла Скала» в Милане, в Королевском театре в Мадриде. Потом были Китай, Словения, Греция, Израиль... За семь лет я объездила полсвета. Вот вам и предсказанные гороскопом «материальная выгода и дальние путешествия»! С тем периодом связано много разных смешных и трогательных историй, но сначала расскажу о том, как попала в артистки.
Мои папа и мама жили в соседних деревнях неподалеку от Зарайска и были знакомы с детства. Родители мамы рано умерли, оставив сиротами трех маленьких дочерей. Чтобы прокормить их, моя прабабушка Акулина работала с рассвета до заката. «И все равно без помощи добрых людей мы бы не выжили, — вспоминала мама. — Безымянные благодетели приносили продукты, одежду и оставляли на крыльце. Люди тогда были по-настоящему верующие и держались Христовой заповеди: «...когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне...»
Понравилось? Ставьте "палец вверх"! Вас ждёт много интересных материалов на нашем канале. Подписывайтесь!