Абхазия — регион, в котором на единицу площади приходится максимальное количество достопримечательностей. На одном квадратном метре земли их может быть две, три и даже четыре!
Многим из них сотни, а то и тысячи лет.
Думаю, в Абхазию в воспитательных целях нужно свозить каждого подростка, особенно мальчиков: сделать прививку против войны. В Донецк сейчас не все осмелятся, неспокойно, в Чечне любые следы войны стёрли, а вот Гагра или Гудаута — самое оно.
Прекрасные памятники архитектуры хоть и полуразрушены, но всё равно прекрасны. А вот привычные панельные многоэтажки в сотне метров от моря со следами пуль и взрывов, с пустыми и непременно чёрными окнами всегда оставляют самое гнетущее впечатление! И чем больше знаешь про эту войну, тем страшнее!
Сейчас Абхазия переживает не лучшие времена. Позади эпоха, когда Гагру называли русским Монте-Карло, и жить здесь считалось престижнее, чем в Сочи.
Да, война закончилась почти десять лет назад. На улицах спокойно, а купальный сезон длится почти полгода. С земли снимают по три урожая в год, местные виноград и мандарины невероятно вкусны, но…
Но экономическая машина Абхазии никак не заведётся на полную катушку. Республика слишком мала, чтобы самостоятельно справиться с мировой экономической изоляцией. Промышленность разрушена, денег на восстановление нет. Да, по правде говоря, и работать некому: население абхазских городов за годы войны уменьшилось вдвое, а то и втрое и, в основном, за счёт самых трудоспособных. Средний возраст в республике достиг отметки в 40 лет, и по факту сейчас Абхазия — страна пенсионеров.
Конечно, у правительства есть планы на будущее. Пусть не зарабатывать, но хотя бы вывести бюджет в ноль по итогам года. Не сейчас, лет через десять. Но для этого в стране должно вырасти целое новое поколение, которое не уедет в Россию или Турцию. А пока абхазы с волнением смотрят на запуск Крымского моста и боятся, что туристов в 18-м году будет меньше, чем в прошлом.
Эта местность, черноморское побережье Кавказа, заселена уже несколько тысяч лет, и почти две тысячи лет здесь распространено христианство.
В середине 19 века на полпути между современной Гудаутой и Сухумом начали строить выдающийся Новоафонский монастырь. Строили с размахом, срезали для этого дела половину горы, но делу помешала очередная русско-турецкая война. В итоге, с царской помощью монастырь был достроен почти четверть века спустя.
Достопримечательности здесь стараются сохранять и поддерживать, ведь для местных это практически единственный шанс заработать реальные деньги.
Сюда можно смело приезжать в отпуск летом на неделю-две, да даже и зимой дня на два-три. Просто погулять, интересного в Абхазии хватает!
Я? Я не был бы транспортным маньяком, если бы не наведался в республику.:)
На самолётиках полетали, на паровозиках покатались, кораблики и троллейбусы — тоже да, дошла очередь и до метро!
Подождите, какое метро в Абхазии? Все знают, что метро у нас строили только в городах с населением больше миллиона. А какой миллион в Абхазии, когда сейчас на всю страну и четверти не наберётся?!
Новоафонское!
Новоафонская пещерная железная дорога — самое настоящее метро в горах Кавказа! Пусть маленькое, пусть станций всего три штуки, но работает каждый день — на радость туристам.
В 1961 году местный мальчишка, Гиви Смыр, лазил по горам и обнаружил лаз в пещеру. “Дырка в земле” была такой маленькой, что взрослый человек не мог в неё пролезть, и пещера некоторое время служила аттракционом для детей.
Позже про удивительно прекрасную пещеру прослышали “пещерные человеки” спелеологи, исследовали, раскопали вход в галерею, облагородили, объявили заповедником и начали водить экскурсии. А тот мальчишка почти полвека был директором заповедника.
В 1975 году была запущена подземная железная дорога, пещерное мини-метро. И не зря: ежегодно дорогой пользуется больше миллиона человек, это одно из немногих коммерчески успешных предприятий страны!
К чести абхазов, дорога и весь пещерный комплекс, пережившие две войны и несколько кризисов, находятся в прекрасном состоянии!
Часть пути поезд проходит по тоннелю, а часть — по залу пещеры, в котором была построена станция.
Вагончики в поездах маленькие, причем кабина машиниста расположена только с одной стороны (в другую поезд едет по камере). Тоннели освещены, так что из первого/последнего вагона открываются необычные виды, которых так не хватает в московском метро.
Заходим в вагон, шучу:
— Осторожно, двери закрываются. Следующая станция — Семёновская.
— Нееет, мы раньше сели, до Василеостровской поезд!
Иии, вот он — главный монстр абхазского метро:
"Череп" собственной персоной!
Впрочем, нет, пещеры комментировать бессмысленно. Передаю слово товарищу фотоаппарату.
В тёплое время года Новоафонские пещеры открыты ежедневно. Зимой — только по праздникам (на новогодние каникулы, 23 февраля и 8 марта).
Как добраться? Самолётом до Адлера, дальше до КПП Псоу на такси или автобусом №173, 125. Для граждан РФ виза не нужна, граница пересекается по внутреннему паспорту. Для жителей других стран бывшего СССР (кроме Грузии и Прибалтики) нужен загранпаспорт. Обычно пограничный контроль проходится за несколько минут, единственное, если вы на своей машине, летом на досмотр могут быть пробки. От КПП Псоу до Нового Афона каждые 10-15 минут бегают маршрутки и автобусы.
Итого, если вылететь из Москвы в 10 утра, в пещеры попадёте в 2-3 часа дня.
Съездить в Новый Афон — это один из самых удивительных способов провести выходные! Не забудьте взять с собой кофту, в пещерах прохладно.