Найти в Дзене
Журнал "Страна Игр"

PlayStation верна идеалам

Не спать всю ночь, чтобы посмотреть конференцию PlayStation, – это нормально. К ее началу, пожалуй, самым убедительным было выступление Xbox – в первый раз за много лет. Но линейка даже известных игр PlayStation настолько хороша, что не победить компания не могла. Наверное, по очкам она и победила, хотя сделала все для поражения.

Не до конца понятно, как конференция была устроена на месте (говорят, что гостей табуном перегоняли из одной локации в другую), но для зрителей стрима промежутки между трейлерами казались невыносимо долгими, и они были заполнены не выступлениями спикеров, а болтовней из студии и анимационными хохмочками. У конференции даже не было четких начала и конца, и некоторые медиа поспешили опубликовать итоги до того, как был сделан еще один, самый последний анонс. Зачем, зачем так?

А еще PlayStation не анонсировала ничего крупного и своего впрок: только показала релизы, о которых уже было известно (да и то не все). Складывается ощущение, что в компании уже идет подготовка к старту следующего поколения (как и у Xbox), и то, что мы видим сейчас и что будет выпущено в 2018-2019 годах, – это последние релизы для PlayStation 4.

Чрезвычайно спорной стала и демонстрация The Last of Us Part 2, которая состояла из двух частей: затянутая бытовая кат-сцена на танцах, где Элли мирно целуется с подругой, и запись геймплея, где Элли жестоко убивает людей. Одно и другим мало состыковывается: видимо, авторы хотели показать контраст между Элли в мирной жизни и Элли в бою, но лучше бы геймплей был прямо мотивирован сюжетом, лучше бы с Элли случилось некоторое дерьмо, объясняющее тему мести. В итоге одни зрители были возмущены излишней жестокостью игры, другие – сценой откровенного лесбийского поцелуя (в дополнении Left Behind он был все же невинным), а меня лично смутило отсутствие хоть каких-то новых игровых механик. The Last of Us Part 2 действительно больше похожа на “вторую часть”, большое DLC, а не настоящий сиквел.

Чтобы закрыть тему лесбийского поцелуя, надо сказать две вещи. Во-первых, в комментариях на стриме шутили, что игра будет запрещена в России, но нет: отечественное законодательство просто требует, чтобы на коробку наклеили 18+, а The Last of Us и так заслужила это хотя бы жестокостью. Во-вторых, может показаться, что гомофобные российские геймеры будут игнорировать сиквел, но гомофобия в российском обществе довольно специфична: девочкам в кадре целоваться можно, мальчикам – нет, потому что первое эстетически приемлемо в обществе, а второе – нет. Чтобы это проиллюстрировать, я накидал несколько опросов в твиттере, и результат оказался еще поразительнее: в консервативной России публичный поцелуй двух девушек даже более допустим, чем поцелуй парня и девушки. Живите с этим.

Вопросе стоило бы использовать слово “девушек” вместо “девочек”, но “девушки”, судя по комментариям, набрали бы еще больше голосов “за” или “все равно”.
Вопросе стоило бы использовать слово “девушек” вместо “девочек”, но “девушки”, судя по комментариям, набрали бы еще больше голосов “за” или “все равно”.

Отдельно отмечу, что речь не о моем личном мнении, а о настроениях в обществе. Я никого не заставлял голосовать. А в случае с наклейкой 18+ – не о том, что я лично хочу, а о том, что требует российское законодательство.

Что же касается геймплея в The Last of Us Part II, то есть два взгляда на него. Одни указывают на то, как классно выглядят сцены с убийством врагов. Другие спрашивают, где же новые механики. Все дело в том, что в The Last of Us и Uncharted уже давным-давно используется такой подход: для каждого действия героя нужно подготовить сверхизбыточное количество вариантов анимации, и в разных ситуациях показывать разное. Нажимаешь на одну и ту же кнопку, а персонаж бьет по-разному, использует окружение по-разному, прыгает с уступа на уступ по-разному. Зрелищность в результате зашкаливает – не вопрос, и абсолютно понятно, как улучшать ее дальше. Но дело в том, что The Last of Us была интересна еще и механиками: она предложила простой интуитивный стелс с минимумом условностей: просто крадешься за автомобилями, просто кидаешь бутылку, чтобы отвлечь врагов, просто внимательно прислушиваешься к их движениям; игра отсекла накопившийся в жанре лишний жирок и хорошо при этом работала. Но в The Last of Us Part II не показали ни единой новой сцены, ни единого нового способа расправиться с врагами – все то же “прокрасться за автомобилем и напасть сзади”. И это притом, что Shadow of the Tomb Raider, пусть и с более корявой анимацией, но отработала формат “крадусь по джунглям и убиваю врагов” в несколько раз разнообразнее. К слову, сериал Uncharted не постеснялся позаимствовать у Tomb Raider пару механик (веревка, например), и не очень понятно, почему The Last of Us так старомодна.

Однако при всех претензиях к The Last of Us Part II, в нее хочется играть. Год назад Bethesda всех уверяла, что стоит на страже сингловых развлечений, но посмотрите на линейку конференции PlayStation. Ghost of Tsushima, Death Stranding, Spiderman, Ni-Oh 2, Control, Kingdom Hearts 3. Все эти игры – не сервисы и не инди, а полноценные однопользовательские релизы для геймеров старой школы – тех, кто играет со времен первой PlayStation, если не дольше. Именно такие люди и приезжают на E3, именно они и смотрят конференции в четыре часа ночи о Москве. Успех PlayStation 4 в этом поколении во многом и связан с тем, что Sony осознала: без лояльности core-аудитории невозможно создать ауру успешной, востребованной консоли, и подтянуть новых пользователей.

Кроме того, линейка PlayStation – это еще и игры, которые обеими ногами заступают на территорию искусства. Можно спорить о том, хороша или нет механика фехтования в Ghost of Tsushima, но стильный визуальный ряд и необычный сеттинг – это уже прекрасно. Можно гадать о геймплее в Death Stranding, но гений Кодзима что-нибудь придумает, а эстетически игра прекрасна – напоминает и о сериале Stranger Things, и о сцене из Metal Gear Solid 3: Snake Eater с призраками убитых врагов. Можно не любить игры о супергероях, но Spiderman выглядит отличным ответом на Batman от Rocksteady. Серьезно, на конференции PlayStation не возникало мыслей, вроде “раз все делают Battle Royale, то и у нас должен быть Battle Royale”. В этом смысле даже хорошо, что на конференции не показали Days Gone – она как раз выглядит конъюнктурной.

Чтобы убедительно “победить” на E3, PlayStation стоило показать побольше игр (трейлер Devil May Cry 5 был бы уместнее здесь), но по большому счету количество не так важно; важно, что направление мысли – правильное. Даже за это направление мысли PlayStation хочется занести денег. При этом игры как сервисы ведь никуда не исчезают (дополнение к Destiny 2 тоже ведь показали), но с этим добром и так прекрасно справятся сторонние издатели.

Больше текстов – на сайте "Страны Игр".