Найти тему
Тур по Москве

СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ: УСПЕНСКИЙ СОБОР

Здание главного кафедрального собора-центра русского Православия-было доверено известному итальянскому архитектору и инженеру Аристотелю Фиораванти на Соборной площади Московского Кремля.

Он был возведен на месте к тому времени очень обветшали первый каменный Успенский собор (1326-1327), и завершается в 1479 году. "Словно высеченный из одного блока" - так описывает летописец свое впечатление от здания, которое действительно удивительно гармонично и величественно. В Успенском соборе воплотилась идея единства Русской земли. В нем также выражалось желание московских великих князей подчеркнуть и укрепить власть этой формирующейся столицы централизованного государства, что символизировало преемственность и стабильность суверенного правления. Строгие пропорции собора, мощные пять куполов и гладкие стены, а также безмятежный ритм полукруглых порталов, окон и закомар (арочных завершений стен) создают впечатление строгой, мужской силы. Интерьер необычайно просторный, светлый и воздушный для Средневековья, напоминающий большой зал с четырьмя круглыми колоннами. Роспись охватывает стены, своды, оконные косяки и столбы, словно богатый ковер теплых красно-коричневых тонов. Фресковые композиции 15-17 века образуют последовательное повествование, каждая сцена которого ведет к следующей, полной глубокого содержания. Стены часто ремонтировались и перекрашивались. В 1960-х годах он был восстановлен в первозданном виде. С самого начала собор служил усыпальницей глав Русской Церкви, митрополитов и патриархов.

Часовня апостолов Петра и Павла содержит могилы митрополит Петр (ум.1326) и его преемник Theognostus (ум. 1353). Другие захоронения расположены вокруг стен. В ажурном сосуде, отлитом в бронзе опытным мастером Д. Сверчковым в 1624 году, лежат останки Патриарха Гермогена, сражавшегося с польскими захватчиками в начале XVII века. На протяжении веков собор украшали лучшие художники, ювелиры, резчики и вышивальщицы. Очень богатая коллекция икон с 12 по 17 века содержит "Георгиевский воин" (конец 11 - начало 12 века).), "Наш Спаситель золотых волос" (начало 13-го века.), "Наш Спаситель Гневного глаза" и "Христос в половину длины" (оба середины 14-го века.), "Апостолы Петр и Павел" и "митрополит Петр со сценами из его жизни" (оба конца 14-го или начала 15-го века.), значок посвящения для "Успения Богородицы" (с. 1479) и многие другие.

Одним из самых известных экспонатов в Успенском соборе является трон Ивана Грозного, или трон Мономаха, изготовленный в 1551 году. Он украшен тонкой резьбой по дереву и барельефными композициями, иллюстрирующими политическую легенду о том, что царские регалии, шапка и воротник, были получены от византийского императора. Из люстр отметим, в частности, Центральный" урожай " канделябров, как говорят, был сделан из серебра, конфискованного русскими солдатами у отступающей армии Наполеона в 1812 году.

Успенский собор был не только главной церковью, но и важным общественным зданием. Все коронации проходили здесь с 1498 по 1896 год, учреждались митрополиты и патриархи, провозглашались важные государственные указы. В 1990 году в соборе возобновились богослужения.

СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ: АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

На юго-восточной стороне Соборной площади, у Южной брови Боровицкого холма, итальянский архитектор Алевис Новый возвел Архангельский собор в 1505-1508 годах. Как и предыдущий собор на этом месте, он был посвящен Архангелу Михаилу, божественному покровителю русского воинства.

-2

Следуя традициям русской архитектуры и сохранив привычные пять куполов, архитектор придал экстерьерные черты Дворцовой архитектуры Венецианского Ренессанса. Настенная живопись имеет долгую историю. Девяносто два художника написали интерьер между 1652 и 1666 годами, сохранив порядок и композицию живописи XVI века. Здесь можно увидеть сцены о многочисленных подвигах Архангела Михаила, ветхозаветные сцены и увлекательную "портретную галерею" киевских, владимирских и московских князей, символизирующую преемственность и законность царской власти. Почетное место в иконостасе 1813 года принадлежит русской иконе конца XIV века "Архангел Михаил с деяниями Ангелов". До конца 17 века собор был местом захоронения Московской правящей династии.

Он содержит 45 гробниц, 2 мемориальные плиты и два захоронения святыни. Погребения находятся под полом, а сверху-кирпичные гробницы с белокаменными плитами, несущими лиственный резной орнамент и надписи. В 1906 году гробницы были заключены в бронзовый стекло. Здесь похоронен князь Иван Калита, который начал объединение русских земель, а также князь Дмитрий Донской и еще один герой Куликовской битвы князь Владимир Андреевич. Здесь похоронен и Строитель Кремля, великий князь Иван III. А за иконостасом-царь Иван Грозный, рядом с Иваном-сын, которого он убил. В главном корпусе собора находится решетчатая могила его младшего сына, царевича Дмитрия, умершего в Угличе в 1591 году, и гробницы представителей династии Романовых. Начиная с Петра I, российские императоры были похоронены в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге, за исключением Петра II, который умер в Москве и был похоронен в Архангельском соборе в 1730 году.

СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ: БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

С южной стороны Соборной площади рядом с большим кремлевским дворцом расположен Благовещенский собор с золотым куполом. Во второй половине XIV века, где сейчас стоит нынешний собор, была возведена небольшая одноглавая каменная церковь, которая впоследствии постоянно перестраивалась и реконструировалась.

-3

На его месте великий князь Иван III построил небольшой трехглавый кирпичный собор, окруженный галереей на полуподвалах. Собор сильно пострадал при пожаре 1547 года. В ходе реставрационных работ в течение 1560-х и 1570-х годов по углам галерей были возведены четыре часовни в виде небольших одноглавых церквей. Еще два купола были добавлены над основным корпусом на западной стороне, в результате чего количество куполов достигло девяти. В то же время купола и крыша были покрыты бронзой-позолотой. Светлые, изящные пропорции, богатые и разнообразные архитектурные формы и идеальное сочетание белых стен с золотыми куполами и ажурными шпалерами на крыше придают Благовещенскому собору особый блеск и элегантность. Интерьер довольно маленький. К западной стене ведет широкая хоровая галерея, к которой ведет лестница. Пол собора, состоящий из небольших кусочков кремня с агатом и яшмой, удивительно красив. Роспись собора содержит большое количество новозаветных сюжетов, выстроенных циклами, таких как церковные праздники и страсти Христовы, чудеса и притчи.

Как и в циклах Нового Завета, есть много фигур ветхозаветных пророков, а также апостолов, епископов, мучеников, монахов и воинов. Купола содержат Христа-Вседержителя, Деву знамения и Господа Саваофа. Главное место в Центральном корпусе собора содержит подробные иллюстрации различных частей Апокалипсиса. На столбы сверху и снизу сцены из Апокалипсиса-это фигуры самых почитаемых святых, византийских императоров и русских князей, кто олицетворял собой идею преемственности власти из Константинополя в Москву. Среди них Император Константин и его мать Елена, Владимир Святославич и его мать Ольга, Георгий и Димитрий Салоникский, князья Борис и Глеб, Владимир Мономах, Александр Невский, Иван Калита и другие. Очистка и изучение фресок собора, проведенные в 1977-1984 годах, позволили сделать вывод о том, что весь ансамбль росписей сформировался одновременно, между 1547 и 1551 годами.

Исключительно интересна роспись в галереях собора, служившая проходом в королевский дворец. Он состоит из дерева Иессея, составленного из более чем 200 фигур, основанных на ветхозаветной истории о происхождении Иисуса. Дерево занимает всю сводчатую и большую часть стен. В галерее фрески содержат фигуры русских князей и древних философов. Особый интерес представляют портреты "мудрецов", Анаксагора, Гомера, Менандра, Плутарха, Вергилия и Платона. Иконостас собора, состоящий в основном из икон XIV и начала XV веков, представляет большую художественную ценность. Самым выдающимся произведением является Деисусный чин, который специалисты считают одним из лучших образцов византийского искусства второй половины и конца 14 века. Сохранившийся до наших дней шестиярусный иконостас был создан для собора в конце 19 века. Она покрыта чеканной и эмалированной латунью-позолотой.

В диаконии находится посеребренная медная святыня в виде гроба, на вершине которого находятся двадцать восемь реликвариев, каждый из которых содержит частицы священных реликвий. Он был изготовлен в 1894 году на заводе А. М. Постникова. Благовещенский собор был частной церковью русских великих князей и царей до тех пор, пока Церковь Спаса нашего за Золотой Шпалерой не была построена в царских частных квартирах, и часто упоминается в летописях как "в великокняжеском дворе в притворе". Здесь традиционно проходили королевские свадьбы и крестины.

С 15 века старшим священником собора был отец-исповедник государя. Полу-подвал (1360-х-1416) из крупных блоков белого камня сохранилась. Считается, что сокровищница великих князей хранилась здесь в течение многих лет. В настоящее время здесь проходит выставка "Археология Московского Кремля". В последние годы в соборе проходят богослужения в праздник Благовещения, которые обычно проводятся Патриархом Московским и всея Руси.

А где Ваш

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц