Найти тему
Господь Иисус

Богатая радость (Послание к Филиппийцам)

Оглавление

Есть два вида голосования, которые зачастую не заметны всем сразу, зато явно видны их результаты - это «голосование кошельком» и «голосование ногами». И если последнее голосование - это  реакция на ситуацию, когда проблема зашла слишком далеко, то первое очень чётко показывает состояние сердца человека и, прежде всего, ему самому. В Писании много раз осуждается жадность, сребролюбие и тому подобное поведение, однако есть немало текстов о том, что Бог отвергает некоторые жертвы, начиная с Каина (Быт.4) и заканчивая церковью в Сардах («…знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв…» (Откр.3:1).

Заканчивая своё Послание, апостол Павел затрагивает вопросы, касающиеся «презренного металла» и отношения к деньгам, и это является продолжением темы отношений, затронутой в начале главы (подробнее об этом мы изучали в прошлый раз).

"Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби. Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом. Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь."
(Послание к Филиппийцам 4:10-20)

Всё могу...?

Пожалуй, самый известный текст из этого отрывка - тринадцатый, который часто цитируется к месту и не к месту - «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» - однако, главная мысль здесь совсем другая и находится она в 17-м стихе - «ищу плода, умножающегося в пользу вашу». Надо сказать, что слово δόμα (гр.дОма) - «дар, даяние, подарок» (которое здесь было переведено как «плод») встречается в Новом Завете всего четыре раза - дважды в Евангелиях, где упоминается фраза Иисуса о том, что отцы умеют делать подарки своим сыновьям, а тем более Отец Небесный (Мф.7, Лк.11), один раз, когда Павел цитирует Пс.67:19 в Еф.4:8, говоря о единстве в Церкви Христовой и здесь. 

Так что же это за дар, о котором говорит апостол?

А говорит Павел о том, что верующим во Христа Иисуса Богом предоставляется отличная возможность позаботиться о Церкви, употребляя свои финансовые и иные материальные возможности в помощь нуждающимся членам Церкви. Надо сказать, что эта мысль стала финальным аккордом в активном служении Павла, когда в Милите он собрал пресвитеров Ефесской церкви, и произнёс последние наставления перед молитвой, цитируя Господа: «…блаженнее давать, нежели принимать…» (Деян.20:35).

-2

Надо сказать, что отношение апостола Павла к добровольным пожертвованиям членов общины было крайне трепетным и совпадало с тем, как нужно было относиться к приношениям в скинии и в Храме (он, конечно же, помнил историю нечестивых сыновей священника Илия, которых Бог покарал именно за неправедное отношение к приношениям - подробнее об этом в начале 1-й книги Царств). Даже когда он собирал средства на помощь нуждающимся в Иерусалиме, он не претендовал на то, что по умолчанию достоин даже сопровождать эти деньги, его должны были выбрать члены общины (1Кор.16:4 «…а если прилично будет и мне отправиться…» - подробнее здесь).

Павел радуется не тому, что пожертвования растут (и уж тем более ему вряд ли бы пришло в голову собирать деньги на личный самолёт, как сделал один проповедник «евангелия процветания»), он радуется, что люди имеют возможность позаботиться о нём (буквально «наконец вы дали расцвести вашей заботе обо мне») и досадует о том, что раньше были некоторые обстоятельства. которые мешали этой заботе. При этом, конечно, Павел не рассчитывает на то, что забота о нём будет непрерывной и обильной, более того, он вообще не думает об этом, вероятно, вспоминая слова Господа о том, чтобы не заботиться ни о чём кроме Царства Божьего (Мф.6:33 и вообще 6-я глава). В его словах «Всё могу…» видно не восхваление собственных достижений или навыков, а сожаление, что часто верующие не заботятся о нуждающихся, одним из которых был он сам, находясь в тюрьме. А в тюрьмах в то время заключённые должны были жить за свой счёт - искать еду, одежду и т.п., государство на это средств не выделяло. Более того, Павла часто били, он болел, голодал и испытывал различные лишения и палаточный бизнес был вынужденной необходимостью, от которой он бы с удовольствием отказался, посвятив всё время проповеди Евангелия. Впрочем, и это пошло ему на пользу, он учился смирению и доверию Господу.

Не обязательно, но желательно

-3

Но Павел не упрекает Филиппийцев и вообще совершенно не давит на жалость или чувство вины, не призывает собратьев исполнить свой долг и накормить его или как-то еще позаботиться об апостоле. Он вспоминает о том, как верующие из этой церкви не раз помогали ему, когда от других никакой помощи не поступало, он благодарит за последний "благотворительный транш" и вообще старается вдохновить, а не упрекнуть. К сожалению, современные проповедники и другие служители, благосостояние которых напрямую зависти от размера сборов, говоря о пожертвованиях, предпочитают настойчиво требовать того, чтобы прихожане обеспечили служителям достойный уровень жизни, приводя сомнительные доводы из Ветхого Завета или просто жалуясь на то, что в бюджете мало денег, а траты растут, даже не озаботившись тем, чтобы представить подробный отчёт о своей деятельности.

Наконец Павел сравнивает благотворительный дар церкви с жертвой благодарения, приятным Богу ароматом и заканчивает свои наставления тем, говоря о том, что Бог восполнит всякую нужду и не надо беспокоиться, что при жертве другим самому ничего не останется.

Некоторые понимают этот текст превратно, считая, что Бог не будет благословлять тех, кто не сдаёт деньги в церковную коробочку, более того, делают вывод о том, что если есть какие-то проблемы и сложности в жизни, нужно сдавать больше и не жадничать. Как же глупы данные толкования, ведь речь здесь вовсе не о материальных благословениях взамен за пожертвования, апостол просто повторяет ту мысль, которую он сказал немного выше (Флп.4:6-7 «Не заботьтесь ни о чём…и мир Божий соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе»).

Речь о том, что человек, жертвующий своё имущество для помощи нуждающимся, копит небесные сокровища, которые только и важны на самом деле. Всякая нужда удовлетворяется Иисусом Христом, Который есть Альфа и Омега, Начало и Конец, в Нём все сокровища мудрости и познания, Он - это всё, что нужно любому человеку.

Итак, апостол Павел мягко подбадривает церковь в Филиппах, вдохновляя их видеть нужды людей и стараться изо всех сил, чтобы нуждающиеся были утешены и получили всё необходимое. Это самая лучшая жертва Богу, через которую Он прославляется, а Церковь становится богаче и богаче нетленными небесными сокровищами.

Будем же приносить Богу добровольные пожертвования для тех, кто в нужде, прославляя Его!

Автор: Марат Загидуллин

Обзор Послания здесь . Предыдущий день здесь. Следующий день - здесь.

Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь, подписывайтесь.

Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).

Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Пишите:godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.