Найти тему

Суровые собеседования и неосознанная компетентность

Оглавление

Если вы программист и меняли работу в течении последнего года, то, вероятно, уже сталкивались с суровыми телефонными интервью. Компании весьма жёстко отсеивают кандидатов на ранних стадиях. И это не смотря на кадровый голод и тотальную нехватку программистов.

Короткое телефонное интервью или небольшой опросник могут стать непреодолимым препятствием. Ваша неосознанная компетентность не позволит преодолеть входной поток, не смотря на весь ваш опыт и знания. Это может даже возмущать, и в тёплой компании за кружечкой пива вы еще не раз сможете блеснуть историей про бездарных HR-специалистов.

На самом деле есть как минимум два обстоятельства, которые следует учитывать. Во-первых, в результате такого агрессивного отбора сильно поднимается средний уровень кандидатов на интервью. Во-вторых, фирме намного лучше пропустить хорошего кандидата, чем нанять плохого.

Говорят, избежать провала на жестком телефонном интервью достаточно просто — необходимо из состояния неосознанной компетентности перейти в состояние осознанной компетентности. Говорят то говорят, но процесс этот может затянуться. Придется перечитать хотябы по диагонали ключевые источники по вашему языку программирования, вспомнить алгоритмы и структуры данных.

И чтобы не заниматься этим в критический момент, лучше регулярно уделять этому процессу некоторое время.

Что значит неосознанная компетентность?

С каждой сделанной задачей и решенной проблемой, в некой предметной области у человека растет компетентность. По началу мы долго думаем над проблемами, читаем источники, советуемся с коллегами — в эти моменты одновременно растет наша компетентность и мы делаем работу очень осознанно.

В последствии мы начинаем делать все чуть ли не с закрытыми глазами. Успешно решаем задачи даже не задумываясь о сложностях предметной области — вот это и есть момент перехода, когда компетентность никуда не делась и, возможно, даже улучшилась, а вот осознанность пропала.

Если вы водите одну и туже машину много лет, то с большой долей вероятности вы практически чувствуете её габариты и паркуетесь молниеносно. Вы уже не помните порядок парковки, количество оборотов руля, не проверяете как ровно встала машина — вы делаете это неосознанно.

Четыре стадии обучения

В обучении и освоении различных навыков есть интересная особенность. Каждый человек проходит четыре стадии овладения новыми навыками.

Сначала «Неосознанная некомпенентность». Например, практически каждый стажёр в ИТ-компании похож на маленького ребенка трёх-пяти лет, он понятия не имеет что такое промышленное программирование. Ему может казаться, что люди в команде делают какие-то странные ненужные штуки, а релизы появляюсь сами собой. Он некомпетентен в разработке, и даже не осознаёт этого.

Позже, когда стажёр начинает разбираться в рабочих процессах (выделять, понимать смысл и следовать им), он понимает, что разработка программного обеспечения значительно сложнее обычных курсовых и дипломных работ. Он всё еще некомпетентен в промышленной разработке, но уже понимает это — значит он перешел в стадию «осознанной некомпетентности». Очень скоро он будет джуниор-разработчиком.

Если потенциальный джуниор упорный, целеустремленный, то через какое-то время он начинает разбираться во внутренней девелоперской кухне. Начинает успешно делать свои задачи. Он компетентен в некоторой части разработки и понимает зачем делает каждое своё движение.

Постепенно у него прорастает свитер, появляются круги под глазами и десятилетней стаж в трудовой. И перед нами практически сеньор. Он уже комитит, мержит код и выпускает релизы с закрытыми глазами, словно дышит — как-то это само собой получается. И вот он — это вы. Вы компетентны, а вот осознанность пропала. Неосознанная компетентность.

Вас ждёт суровое телефонное интервью, если вы срочно не займетесь мат-частью.

-2