Сегодня исполняется 219 лет со дня рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка - Александра Сергеевича Пушкина.
Поэтому сегодня во «Всероссийском музее А.С. Пушкина» в Санкт-Петербурге на наб. реки Мойки, д.12 бесплатное посещение.
Я решила сходить, тем более отпуск. Пришла к началу – открытие в 10.30, даже чуть пораньше – уже была очередь из человек 40. А когда уходила очередь была уже намного больше. И это в будний день.
В рамках данного музея можно было посетить 2 экскурсии-выставки – музей-квартиру Пушкина и экспозицию, где рассказывают о жизненном пути поэта. Сегодня мне удалось попасть только в квартиру-музей, там где 29 января 1937 года скончался Пушкин.
Большинство людей сначала хотят попасть именно сюда. В очереди я простояла минут 40 – считаю, что это не много для такого мероприятия. Поговорила с женщиной, пофотографировала, посмотрела по сторонам – в общем время прошло быстро.
Если в прошлый раз нам больше рассказывали о дуэли, о последних часах и смерти поэта (т.к. прошлый раз был в день годовщины гибели), то сегодня был упор на жизнь поэта, на более светлых моментах. Но тем не менее – квартира, где погиб поэт накладывает свой трагичный отпечаток.
Пушкин снял комнаты (по-моему их было 9) у княгини А.Н. Волконской на 2 года, но успел прожить там только 4 месяца, вплоть до дня гибели.
Экскурсия начинается с показа места, где лежат пистолеты, которыми стрелялись на дуэли. Вообще–то далеко не все вещи из этого музея-квартиры принадлежали поэту, потому что музей был создан только в 1927 году – вещи писателя были утеряны, поэтому собирали, как всегда, по крупицам, что-то действительно Пушкина, а что-то просто вещи той эпохи. Так вот, с пистолетами та же история. Рядом лежат анонимные письма, где Пушкина называли председателем ордена рогоносцев. Эти письма и спровоцировали дуэль между Пушкиным и Дантесом.
Дуэль проходила на Черной речке 27 января 1937 года, условия дуэли не оставляли шанса на спасение. Дантес выстрелил первым, ранил поэта, как потом выяснится, смертельно, в живот. Но Пушкин, будучи отличным стрелком, раненый, все-таки делает свой выстрел и попадает сопернику в руку, тоже ранит его, но не сильно. Вечером Пушкина привозят домой на наб. реки Мойки, где через 46 часов мучений он умирает от перитонита.
В музее есть тот самый диван, на котором скончался Пушкин, он находится в его кабинете. Проводилась экспертиза крови с этого дивана, крови с жилетки поэта и пряди волос – все данные идентичны.
Надо отметить, что кабинет, на мой взгляд, самое красивое место в музее-квартире, на полках очень много старых книг. Рядом, под стеклом, находится жилетка и перчатки, в которых поэт был в день дуэли.
Посреди кабинета стоит рабочий стол писателя с рукописями, чернильницей в виде арапчонка, пером поэта, рядом стоит удобное раздвижное кресло на колесиках красной кожи. Очевидцы того времени говорили, что видели Пушкина на этом кресле в разных частях комнаты – то у стола, то у окна.
На стене висит картина, чуть ниже сабля – были подарены поэту на Кавказе, чуть дальше стоят его трости. На стеллаже висит портрет учителя Александра Пушкина - Василия Жуковского. В день окончания работы Пушкина над поэмой «Руслан и Людмила» Жуковский подарил ему этот портрет с надписью:
«Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».
В соседней комнате, за стеной ждала развязки Наталья Николаевна Гончарова – жена поэта. Здесь, на кушетке, она слышала стоны умирающего мужа. Поэт завещал ей 2 года быть в трауре, а потом выйти замуж за хорошего человека. Она вышла замуж, только через 7 лет за генерала Петра Петровича Ланского.
В 2 часа 45 минут пополудни поэт скончался, часы в его кабинете показывают именно это время. У Пушкина осталось 4 детей: 2 дочери – Наталья и Мария и 2 сына – Александр и Григорий. Больше всех на Пушкина была похожа дочь Наталья – и характером – мягким, но решительным, и внешностью.
Но главное - осталось его бесценное наследие потомкам.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа…», - писал поэт за год до гибели.
И оказался прав – людская тропа не зарастает.
И 219 лет спустя…
Если вам понравилась статья - ставьте лайк, подписывайтесь на канал.