"Ку-ку!" - с этого звука начался второй день нашего пребывания на Гайворонской узкоколейке.
Гостиница, в которой мы остановились, находится буквально в ста метрах от локомотивного депо. Гайворон - городок небольшой и тихий, да к тому-же в семь утра шуметь особо нечему. Поэтому когда ранним утром понедельника тепловоз, который в 8 часов повезет нас в Голованевск, выходил из депо, мы отлично слышали это его "ку-ку", которое ни с чем невозможно перепутать.
От этого звука сжимается сердце. Если ты его слышишь, значит где-то рядом настоящая, действующая узкая колея. Ни один большой локомотив не может так гудеть, как ТУ-шки. "Ку-ку" - это звук жизни маленьких дорог.
А в этот раз для нас это был сигнал к выступлению: понедельник - это один из дней недели, когда на станции Гайворон можно увидеть встречу двух поездов: один из них прибывает с Рудницы, а второй в это время готовится к отправлению на Голованевск. А после поездки из Рудницы в Гайворон хотелось узкоколейки еще и еще.
Гайворон - довольно крупный трансортный узел. Здесь пересекаются узкоколейка с ширококолейной железной дорогой в сторону Винницы, а рядом с железнодорожным вокзалом находится автовокзал, с которого можно доехать хоть до Одессы.
Поезд из Рудницы пришел по расписанию, даже минуты на три раньше. Не смотря на ранний рейс, из него выгрузилось множество самого разного народу: кто налегке, кто с мешками-авоськами, гружеными яблоками и кукурузой, кто-то с велосипедами. Велосипед в тех краях - чуть ли не основной вид транспорта.
Народ быстро разошелся - одни ушли в город, другие пересели в поезд до Голованевска.
Узкоколейный участок Гайворон - Голованевск представляет собой сохранившийся остаток некогда довольно большой ветки Гайворон - Подгородная, протяженность которого составляла порядка 188км.
Когда к 1980-му году в Гайворон пришла широкая колея, появились планы перешить и дорогу до Подгородной. Соответствующие работы были начаты и к 1991-му году на участке Гайворон - Таужня параллельно узкоколейной дороге была проложена ширококолейная.
Одновременно со стороны Подгородной строили широкую колею до Голованевска, которая также на большей части своего пути прокладывалась параллельно узкоколейке.
Планам по переходу с узкой колеи на широкую помешал крах СССР и последующий экономический коллапс. И если узкоколейный участок Голованевск - Подгородная был разобран, а движение переведено на широкую колею, то от Голованевска до Таужни широкой колеи нет.
Так крах СССР способствовал сохранению узкоколейки. Теперь благодаря ему несколько раз в неделю из Гайворона в Голованевск ходит ТУ2 с польским вагоном "Пафаваг".
Грозит ли широкая колея узкоколейке Гайворон - Голованевск? Сложно сказать. С одной стороны осталось проложить километров 30 магистрали. Но с другой - эти тридцать километров должны быть проложены по местности с довольно сложным рельефом, насыпи узкоколейки для широкой колеи не подойдут, а вести масштабные земляные работы (а речь идет о километрах огромных насыпей - выемок) - дело довольно хлопотное.
Чем примечательна поездка из Гайворона в Голованевск? Ну во первых тем, что это поездка по узкоколейке со всей ее романтикой и всеми ощущениями от езды в маленьком вагоне, ведомом маленьким тепловозом. Во-вторых - это виды за окном. Сельская Украина - это нечто совершенно потрясающее. Особенно поражает отношение людей к земле: поля засажены и ухожены, все растет и цветет.
Во всем этом какая-то своя, совершенно уникальная атмосфера. Это просто красиво. И отношение к жизни какое-то совершенно другое, от дружелюбия. Я не могу это передать.
Уже ближе к Голованевску узкоколейка проходит прямо через довольно крупный городок Благовещенское (раньше он назывался Ульяновка), в котором располагается станция Грушка.
Водонапорная башня на станции наверное еще помнит, когда тут ходили паровозы. По крайней мере та ее часть, что в основании. Первоначально верх скорее всего был деревянный, со временем обветшал и его заменили.
На ветке Гайворон - Голованевск город Благовещенское - это самый протяженный населенный пункт, по которому проходит узкоколейка. И самый живописный.
Есть в нем что-то от села:
А есть что-то и от города:
Через Благовещенское, меж двух холмов, протекает река Синиця, которая разделяет город на западную и восточную части. Перепад высот тут очень приличный, поэтому для железной дороги была построена насыпь, местами очень даже высокая.
Как я понимаю, именно этот барьер естественного происхождения и не позволил в условиях пост-советской действительности добить узкоколейку на этом участке.
Когда я ехал на Гайворонскую УЖД, у меня была одна мечта. Я очень хотел сфотографировать узкоколейный и ширококолейный тепловозы рядом, плечом к плечу, на соседних путях. Но сделать это в Гайвороне оказалось довольно проблематично - станция разделена на две части: слева узкоколейные пути, справа ширококолейные. Причем пути, которые ближе к центру, используются для отстоя вагонов.
Шансом сделать заветный кадр был Голованевск. Поэтому, когда мы прибыли на эту станциию, первое, что сразу привлекло мое внимание - пригородный поезд Голованевск - Помошная. Он стоял на соседнем пути и как будто ждал возможности попозировать перед фотокамерой.
Станция Голованевск оказалась весьма опрятной. Судя по строениям (множество пакгаузов и зернопогрузчики), основным грузом, отправляемым отсюда, является сельскохозяйственная продукция.
Вообще на Украине поражает обилие сельскохозяйственных станций, видя которые четко понимаешь, что слова про "житницу СССР" были совсем не пропагандистским тезисом.
Наш поезд в Голованевске находился совсем недолго. Пока мы бродили по станции, общались с людьми и осмотривались, он уже приготовился ехать назад, в Гайворон.
Наш визит в Голованевск был недолгим. Мы пробыли на станции не больше часа. Наш поезд был готов к отправлению в Гайворон. И нам предстояло проделать обратный путь через всю эту красоту за окном.