Найти тему
Автомобильная Россия

Советский ответ британскому Mini

В 1958 году британские инженеры явили миру невероятный "народный" автомобиль. Mini стал не просто технологическим чудом, но и легендой для нескольких поколений. Очень компактный, но в тоже самое время максимально вместительный 3-дверный хетчбек стал образом для подражания для многих мировых автоконцернов. В СССР о существовании фантастического хэтчбека знали, поэтому пытались создать свой вариант МИНИ.

-2

Британская машина получила технические решения, которые до тех пор никто не мог реализовать. При длине кузова чуть больше 3 метров и колесной базе 2036 мм модель получила полноценный 5 местный салон. Как такое возможно? Именно этим вопросом задавались конструкторы и инженеры всего мира. Весь секрет в компановке - поперечное расположение силового агрегата и передний привод. Никаких карданов под днищем и массивного заднего моста.

В СССР разработкой собственной версии Mini занялись еще в 1966 году, когда британцы уже успели выпустить невероятное количество модификаций своей модели, среди которых появились и 5-дверные универсалы и фургоны, и даже пикапы. Но советские инженеры решили начинать именно с 3-дверного базового варианта.

Первые эскизы нового советского народного авто
Первые эскизы нового советского народного авто

В 1969 году были изготовлены первые варианты полноразмерного макета будущего советского автомобиля. Концепт получил название ВАЗ-Э1101.

Два молодых дизайнера Ю. Данилов и В. Ашкин разделили макет пополам и каждый делал свою версию. экономно и оригинально.
Два молодых дизайнера Ю. Данилов и В. Ашкин разделили макет пополам и каждый делал свою версию. экономно и оригинально.

Технической частью стали заниматься параллельно. Было решено опираться на опыт британцев и использовать те же решения. То есть передний привод, поперечное расположение силового агрегата. Спереди независимая подвеска типа "макферсон". Колесная база была определена заранее - ровно 2000 мм. А длина кузова у готовой машины оказалась 3 122 мм.

Мотористы под руководством М.Коржова создали бензиновый 8 клапанный мотор объемом всего 0.9 литра мощностью 50 л.с. Это был полноценный 4-цилиндровый агрегат с водяным охлаждением. Двигатель был расположен спереди в едином блоке с механической коробкой. Мощности с лихвой должно было хватить на машину весом всего 650 килограмм.

К 1971 году предсерийный "советский Мини" был полностью готов. Передний привод, 4-ступенчатая коробка с поперечным расположением. Невероятно юркий и экономичный автомобиль, который мог стать самым народным в истории СССР.

Предсерийный ВАЗ-1101
Предсерийный ВАЗ-1101

13-дюймовые колеса на фоне компактного кузова смотрелись довольно необычно
13-дюймовые колеса на фоне компактного кузова смотрелись довольно необычно

Первые испытания машины прошли зимой 1972 года
Первые испытания машины прошли зимой 1972 года

После довольно суровых зимних испытаний были внесены серьезные изменения в конструкцию кузова. Переделаны узлы и агрегаты. Параллельно команда инженеров доработала двигатель подняв его мощность до 55 л.с.

Окончательный дизайн было поручено проработать легендарному дизайнеру ВАЗа Владиславу Пашко. И уже к 1973 году машина была полностью готова к серийному производству. Окончательный вариант получил название ВАЗ-2Э1101.

Новинка напоминала НИВУ, что не удивительно, ведь над обоими моделями работали параллельно.
Новинка напоминала НИВУ, что не удивительно, ведь над обоими моделями работали параллельно.

ВАЗ-2Э1101 - первая собственная разработка инженеров ВАЗ
ВАЗ-2Э1101 - первая собственная разработка инженеров ВАЗ

Что интересно, параллельно с 3-дверным хэтчбеком на ВАЗе работали над созданием полноприводной НИВЫ. Первые испытания ВАЗ-Э2121 Нива так же стартовали в 1972 году. Так как дизайнеры обоих проектов работали в одном помещении, то и машины оказались схожими. Правда в техническом плане это были совершенно разные концепции.

Существует множество слухов и догадок, почему народный хэтч так и не встал на конвейер. Но скорее всего чиновники из министерства автомобильной промышленности СССР посчитали проект 2121 Нива более важным. А модель 1101 казалась слишком новаторской и необычной. Так или иначе, но молодые инженеры, конструкторы и дизайнеры Волжского автозавода получили неоценимый опыт разработки машины с нуля.