КВ-13 – танк начали создавать еще в конце 1941 года, и советским конструкторам была поставлена задача заменить не только Т-34, но и КВ-1. Получилось ли это у них?
Прежде всего, создавать новый танк пришлось в сложнейших условиях: когда заводы еще были не оборудованы, а запасы танков иссякали в боях с немцами. Есть мнение, что нужно было создать некоторый аналог КВ-1, ибо танк себя очень хорошо зарекомендовал в летних боях с Вермахтом. С одной стороны, это было так, а с другой стороны танки КВ-1 постоянно ломались, хотя в полном объеме это ощутили весной 1942 года.
Скорее всего КВ-13 разрабатывали как качественно новое поколение советских танков. Однако, если уж с производством КВ-1 уральские заводы не вполне справлялись в конце 1941 года, то создать новейший танк это точно требует большого количества времени, а вот его у РККА было крайне мало.
Причем, даже задачи поставили не самые простые – скорость до 65 километров в час, при том что в среднем средние танки развивали до 40 километров, масса до 30 тонн, а также такую броневую защиту, чтобы она могла выдерживать огонь немецких зениток калибром 88-м. В итоге мы можем сказать что при такой низкой массе, создать столь бронированного монстра в то время было близко к…нереальному.
Но военные решили, что это не их забота, так что пусть конструкторы будут думать, как же это создать средний танк, бронированный словно тяжелый, к этому всему надо прибавить и подвижность будто это легкий танк. Но делать было нечего, и советские конструкторы, а также инженеры, выкручивались как могли.
Во время создания тестового образца были применены технические новинки для нашего танкостроения, прежде всего это литая лобовая часть. А в общем и целом компоновка была стандартной, и удобством не отличалась. Орудие взяли у Т-34-76, тогда еще советские конструкторы не знали, в этом же 1942 году выйдет новый немецкий тяжелый танк, для которого 76-мм орудие что называется, маловато будет.
Первые испытания начались в мае 1942 года, когда танк еще не собрали, но испытывались ее отдельные части. Однако, все поняли, что в данную массу нельзя будет уложиться, при любых обстоятельствах. Работа затянулась, а летом 42-го решили что проще будет производить Т-34 и не заморачиваться.
И все же осенью вновь вернулись к танку, был даже собран опытный образец, который, однако имел большое количество недостаток, прежде всего которые перешли от КВ-1, также и броня не дотягивала чтобы выдерживать удар немецких зенитных пушек. Новый корпус все же изготовили, в январе 1943 года, однако вся работа велась по инерции, и когда уже создали тот образец, который дотягивал до нужны показателей 42-го года, для 43-го нужны были другие танки.
Проект закрыли, но про него не забыли, и на основе КВ-13 создали танк ИС-1, который, впрочем, провалился, а мы не устанем повторять что вся линейка КВ это что называется колос на глиняных ногах, который погубили внутренние проблемы.