Строительством моста в Крым выполняется задача государственной важности — создание надёжного сухопутного маршрута между полуостровом и материком. Керченский пролив — ключевая для южной России торговая и судоходная артерия, но она одновременно разделяет два русских берега. Выбранное направление мостового перехода проходит по территории, издревле служившей местом переправы. Лишь относительно недавно по историческим меркам, в 1925 году, Тузла стала островом. Ранее это была коса, которая тянулась от азиатского берега на запад и образовывала вместе с европейским берегом самый узкий участок пролива. В античные времена он именовался «коровий брод», по-эллински: «Боспор», дав название влиятельному греческому царству, просуществовавшему тысячу лет и распространившему свои владения на обе стороны одноимённого пролива.
В конце X — начале XII веков в этом регионе доминировало союзное Византии древнерусское княжество со столицей в Тмуторокани (на месте греческой Гермонассы, ныне — станица Тамань), имевшей фортификационные укрепления и морской порт. Княжество возникло на землях Хазарского каганата, разгромленного в 965 году русским киевским князем Святославом Игоревичем и окончательно сокрушённого Владимиром Святославовичем в 985 году — княжество перешло в удел его сыну Мстиславу. Оно контролировало оживлённый торговый путь по Дону в Азовское и Чёрное моря (последнее в тот период именовалось Русским). На противоположном берегу главным городом под русским протекторатом был Корчев — от слова «корчевати», то есть плавить руду, которой так богат Керченский полуостров.
(фото Таманского музейного комплекса)
В конце X века византийский историк Лев Диакон называет Боспор Киммерийский (земли по обе стороны пролива) родиной русских, а арабский географ Мухаммад аль-Идриси в своём труде 1159 года именует Керченский пролив, контролируемый Тмутороканским княжеством, — устьем великой Русской реки. Последний также упоминает город Руска у Керченского пролива, местонахождение которого теперь неизвестно. Но город наряду с Матархой (византийское название Тмуторокани) указан также в договорах Византии с генуэзцами 1169 и 1192 годов.
(фото из коллекции В. В. Сокирко)
Самый древний действующий храм России — Иоанна Предтечи в Керчи — построен византийскими мастерами во второй половине Х века, когда формирование культуры Юго-Восточного Крыма находилось под влиянием и при непосредственном участии русской Тмуторокани. Ближайшим аналогом этого храма выступает Богородичная церковь в Тмуторокани, заложенная князем Мстиславом в 1022 году в благодарность за победу над касожским князем Редедей в поединке, решившем исход сражения. Фундамент последней был обнаружен в ходе археологических раскопок 1950-х годов.
[Предложение князя Редеди Касожского Мстиславу Тмутороканскому испытать силу в единоборстве. Убийство Мстиславом Редеди ножом. Возвращение в Тмуторокань и воздвижение по обету церкви Богородицы (иллюстрации из Радзивиловской летописи)]
Близ Тмуторокани действовал и один из первых русских монастырей, основанный в 1061 году сподвижником Антония и Феодосия Киево-Печерских Никоном Великим (предположительно, принявший схиму первый русский митрополит Илларион). Именно благодаря его летописным записям «Повесть временных лет» донесла до нас немало исторических событий, касающихся Тмутороканского княжества. Кстати, в лапидарной коллекции Восточно-Крымского музея-заповедника хранится выкупленный в 1905 году у таманского купца Г. П. Фоки мраморный камень с содержательной эллинской надписью, установленный прежде в стене, возможно храмовой, над погребением монаха Иоанникия, зодчего славного в ту пору Тмутороканского монастыря, почившего в 7-м часу воскресенья 23 октября 1078 года.
Нельзя не обратить внимание и на другой весьма примечательный памятник. В 1792 году при строительстве редута на Тамани был открыт древний артефакт — мраморный камень с нанесённой надписью: «† В лето 6576 индикта 6 [1068 год] Глеб князь мерил море по лёду от Тмутороканя до Корчева 14 000 сажен [24 км]» (крест и особый символ после него трактуют как запись дня Крещения Господнего, когда, по-видимому, и производились промеры).
Новгородский князь Глеб Святославич, правнук святого князя Владимира, действительно в это время владел Тмутороканским уделом. Предполагается, что ориентирами направления промера были православные храмы, возвышавшиеся у побережий и выступавшие главными зданиями двух городов.
Это первый известный истории русский эпиграфический памятник, позволивший к тому же определить местоположение летописного города Тмуторокани. Уникальная находка, пристроенная первоначально несведущими солдатами в качестве порога казармы, прошла длительный и сложный путь, получив наконец полное научное признание и став одним из ценнейших экспонатов Эрмитажа. С 1832 по 1851 год, Тмутороканский камень хранился в фондах Керченского музея.
(фото из коллекции В. В. Сокирко)
Эта краткая, но весьма содержательная историческая надпись представляет огромный интерес, не только потому, что является ярким свидетельством русской государственности на обоих берегах Керченского пролива в XI веке, но и выступает самым древним документом о проведении в России геодезических работ. По мнению современных специалистов в этой области, задача столь точного измерения была для того времени весьма непростой и требовала участия видных учёных мужей.
Нетрудно заметить, что линия промера пролива от Тамани к Керчи проходит почти по тому же участку (с поправкой на геологию, разумеется), где ныне в глубь земной поверхности уходят тысячи свай, гремят молоты и возвышаются краны. И, конечно, для строительства моста потребовался труд многих сотен геодезистов, учёных и проектировщиков. Промеры князя Глеба в этой связи выступают словно прообразом выполняемой сегодня сложной технической задачи. Сейчас пролив редко замерзает, чтобы создался крепкий ледовый покров на всём его пространстве, но раньше это не было редкостью — достаточно вспомнить переправу по льду от косы Чушка в январе—феврале 1942 года, по которой на полуостров было доставлено 100 тысяч наших войск и 30 тысяч единиц техники.
Со времени возникновения Руси на мировой политической карте русские всегда стремились укрепить влияние у Керченского пролива — жизненно важного региона для обеспечения безопасности и экономического развития государства. Поэтому необходимо помнить не только события последних лет, свершения времён Екатерины ІІ, присоединившей Крым, и Петра І, потребовавшего от побеждённой Турции передачи Керчи, но и отдавать должное древнерусским князьям, решавшим те же задачи многими столетиями ранее.
В Керчи крайне необходим достойный памятник князю Глебу, в композиции которого обязательно должна участвовать копия Тмутороканского камня с историческими письменами. Конечно, местоположение должно выбираться близ церкви Иоанна Предтечи, единственного здания, сохранившегося со времён Корчева, или прямо у моста в Крым. Такой памятник не требует серьёзных затрат, но с точки зрения русской истории и народного самосознания его значение невозможно переоценить. В узком же смысле монумент воздал бы честь древним предшественникам современных мостостроителей, которые тоже налаживали связь между двумя русскими берегами.
Константин и Владимир Ходаковские, 2017 год.