Найти тему
Небесные истории

Орднунг по-немецки. Приключения российских пилотов в небе Германии. Окончание.

Оглавление

...Мы медленно катимся за машиной сопровождения. Туман кажется уже совсем неприлично густым, мимо проплывают силуэты самолетов, замерших на стоянках.
Наконец, машинка поворачивает направо и мы заруливаем на отведенное нам место.

Выключаемся.

Ссылка на Часть 1
Ссылка на Часть 2

Успеть до 11-ти!

Не успели мы перевести дух, как к левой двери подъезжает трап, открывается дверь. Представитель забегает и, не тратя времени, скороговоркой сообщает:

- Через 10 минут надо уже закрывать двери! А еще через 10 минут, в 22:59:59 надо взлететь! Надо очень торопиться! У вас самолет заправлен???

Э-э-э?..

С трудом перевариваю сообщение. С чего бы наш самолет был заправлен? Нет, конечно! Нам только на заправку минут 10 потребуется, не менее. И на подготовку кабины к полету те же 10 минут, что он будет заправляться и это лишь minimum minimorum. Кроме этого, надо ведь еще пассажиров посадить, дать им возможность сесть по местам. Погрузить багаж...

Нас торопят:

- Пассажиры уже здесь. Сажаем?

- И есть два трапа и пожарная машина?, - это меры предосторожности, которые по правилам авиакомпании мы должны обеспечить при заправке самолета с пассажирами на борту.

- Все здесь, все здесь, надо торопиться, аэропорт закроется!

- Маловероятно, что мы успеем...

- Давайте-давайте, надо хотя бы начать руление, там договоримся с аэропортом!

Авантюра чистой воды! Нереально за 10 минут успеть все сделать и закрыть двери!

Не-воз-мож-но! Даже в бодром состоянии экипажа, не говоря о нашем. Рулить в тумане потом еще минут 15. Ми-ни-мум! Не сходится математика. Но что он там сказал - главное руление начать?.. Он местный, ему лучше знать. Попробуем.

Говорю Стажеру, чтобы тот занялся заправкой и всем прочим, а я подготовлю кабину за себя и за него.

-2

Немецкий рамп-агент на чистом английском просит нас доложить диспетчеру о готовности. Гляжу - заправка еще вовсю идет. Уточняю - в своем ли тот уме, говоря о готовности, и как насчет организованности и порядка? Тот отвечает, мол, все нормально, мы уже заканчиваем и очень надо, чтобы вы доложили о готовности.

Ну что ж, немцы лучше знают свои орднунги, порядки. Они из порядка сделали бренд. Докладываю о готовности.

Диспетчеру приходится верить на слово, в тумане он не видит нашу суету. До часа Х, закрытия аэропорта, осталось 8 минут и заправка еще не закончена...

Полный бардак!

- Ну полный п...ц, - обрисовываю ситуацию вернувшемуся в кабину Стажеру.

Выхожу на связь с пассажирами, извиняюсь за задержку и честно сообщаю, что скорее всего мы никуда сегодня не улетим, так как аэропорт через несколько минут согласно немецкому порядку закрывается. Но мы попробуем.

Кабину я успел приготовить и за себя и за Стажера, зачитываем чек-лист...

Внизу тупят и не заканчивают заправку.

Через пару минут диспетчер беспокоится - не хотим ли мы начать буксировку? Конечно хотим, сейчас вот только заправку закончим...

Говорю:

- Пока еще не готовы, извините.

Диспетчер спрашивает нас, сможем ли мы взлететь в 22:59:59? Я хоть и русский, но у меня тоже есть орднунг, врать не стал - конечно же мы не успеем.

Нас представитель и рамп-агент за идиотов держит, что ли? Думают, что раз мы, русские, любим быструю езду, то помчимся по туману сломя голову?

- В таком случае, - с сочувствием в голосе говорит диспетчер, - мне придется отменить ваше разрешение. Но вы можете запросить специальное разрешение на вылет после нулей.

Да-да, конечно, и на этом спасибо!

Прибегает представитель - заправка окончена, давайте уже улетайт! Говорю - камрад, это анриал, нам уже отменили разрешение. Теперь надо получать индивидуальное, от властей.

Машет руками - давайте-давайте, закрываемся, сейчас все будет, главное начать движение!.. Смотрю на него - очень похоже, что он во власти эффекта туннельного зрения, нацеленный на желаемый результат, не видит и не слышит ничего.

Что ж, он местный, лучше знает порядки и орднунги. Закрываемся. Теперь, пока кто-то там... если кто-то там пробивает специальное разрешение, у нас есть время перевести дух и тщательно проверить подготовку кабины, выполненную мною в одиночестве.

-3

Проходит пять минут.

Нас вызывает диспетчер и извиняющимся тоном говорит, что до сих пор у него нет никакой информации о том, что кто-либо с нашей стороны с подсуетился о выдаче специального разрешения. Чертыхаюсь в сторону убежавшего представителя, в очередной раз хватаюсь за телефон, баланс которого давно ушел в минус, звоню в Москву, объясняю ситуацию...

Снизу теребит представитель. Стажер передает ему наш горячий привет.

Тщетно! Еще через несколько минут диспетчер сообщает, что улететь этой ночью нам не получится - разрешения не будет. Что ж, я был уверен в этом с самого начала и нехрен было цирк устраивать.

Информирую пассажиров о том, что вылететь после закрытия аэропорта мы не можем, орднунг победил. Всем нам предстоит провести еще одну ночь в добропорядочной Германии.

Конечно, сказал я не такими словами, но написать здесь хочется именно так.

В отель!

Пассажиры уехали, мы готовим самолет к ночевке. Второй раз за сутки просим слить воду из водяной системы и снова нас уверяют, что все будет гут! Вы, мол, в Германии - здесь все в порядке!

Отель, в котором нас обещают разместить, конечно же, находится в трех минутах ходьбы от аэровокзала. Нас клятвенно заверяют, что в этот раз наша дорога будет изумительно короткой.

Есть время выйти подышать свежим туманным воздухом.

-4

Да, неплохо затуманило...

-5
-6

Приехал автобус. Мы обесточили самолет, погрузились и поехали на проходную.

Добропорядочный полицай мучил нас недолго, быстро поверив в нашу душещипательную историю. Наличие генеральной декларации на вылет и ID членов экипажа его вполне устроило, и в скором времени мы снова сели в автобус - с "той" стороны - и поехали в сторону пассажирского терминала, возле которого нас высадили.

Вошли в аэровокзал через зону получения багажа. Снял светоотражающую жилетку, положил в портфель. Остальные тоже решили перестать светиться.

Пошли дальше.

* * *

Отель Маритим действительно оказался рядом и вскоре мы уже стояли у рецепции, ожидая своей очереди. Впереди нас было не так много людей, все были пассажирами нашего же рейса.

Наконец, служащий освободился, я подошел к стойке, поставил портфель себе под ноги. Справа встали наши проводницы, пришлось немного подвинуться.

Начался неспешный процесс регистрации.

В кармане вибрирует телефон - планирование на связи. Сообщают, что ЦУП хочет, чтобы мы вылетали утром сразу после открытия аэропорта - то есть, через несколько часов, которые не обеспечат нам полноценный - то есть, минимально разрешенный, 10 часов - отдых, что позволило бы начать новую, полноценную, полетную смену. В качестве вишенки на торте у них есть радостная новость - в случае, если мы взлетим так, как от нас хочет ЦУП, у нас будет 11 минут запаса рабочего времени, оставшегося в сегодняшней резиновой полетной смене, уже растянутой на обед и отдых в гостинице.

Заразительно смеюсь над планами. Ох, шутники! Повеселили!

В трубку четким голосом сообщаю - мы устали. Будем отдыхать 10 часов от звонка до звонка. Пожалуйста, перепланируйте вылет так, чтобы это обеспечить. Я не верю, что утром все пройдет без задержек, поэтому 11 минут нас не спасут.

Больше с этим вопросом нас не беспокоили.

Кража

Регистрация окончена, мы получили карточки от комнат. Я переписал номера Стажера и старшего бортпроводника, наклоняюсь, чтобы взять свой портфель...

...а портфеля нет.

Упс?

Оборачиваюсь на 360 градусов, сканирую взглядом окрестности. Портфеля нет.

Спрашиваю коллег - не видели ли они мой портфель? Черный такой. Стажер говорит - ты же его у стойки ставил, я видел. Говорю - да, ставил у стойки, прямо под ноги, и весьма удивлен тому факту, что его не обнаруживаю.

В портфеле - наша полетная документация. Вся. А также пачка требований на заправку, которые являются важной отчетной документацией в России.

Там же мои фонарик, фотоаппарат и камера GoPro, но о них я сейчас думаю меньше всего . Чтобы вылететь, нам необходимы Задание на полет и генеральные декларации.

Прокручиваю варианты их получения , "если что" - слава Богу, у нас давно уже порядки усовершенствовались, все эти документы формируются в компьютере авиакомпании и экипаж печатает их на принтере. И неважно, где этот принтер будет расположен. А вот еще совсем недавно, старые Задания выписывались вручную, подписывались Командиром Эскадрильи, затем Командиром Отряда, на них ставилась печать... Если так, то хрена с два мы бы задание получили.

А с новым (которому уже 4 года) - проблем быть не должно.

Но куда же ушел мой боевой портфель, поцарапанный и такой невзрачный? Кому он глянулся?

Прошу рецепцию вызвать полицию.

И заодно обзвонить всех, кто регистрировался вместе с нами в это время - может, по ошибке, кто-то взял мой портфель? Хотя верится в это с трудом - мы толпой стояли у стойки, мой портфель был где-то в ногах.

Случайно взять его было сложно.

Служащие неохотно, но начинают обзванивать наших пассажиров.

* * *

В свое время, когда я еще только-только пришел в авиацию, отец дал мне совет - все личные документы в полете носить на теле - мало ли чего. Вдруг из самолета придется бежать, сломя голову? И поэтому, на удивление бортпроводницам, сейчас я олимпийски спокоен - пилотское, оба паспорта, пропуск - все на мне. А то, что пропал портфель, фотоаппарат, гоу про... да и хрен с ними!

Портфель был старым, давно пора было его поменять. Соньку - фотоаппарат - жалко, она была моим боевым другом крайние три с лишним года. GoPro 3 - что ж, это тоже не новье. Да и качество меня не очень устраивало. Все можно купить, были бы деньги и желание.

Задание на полет - вот тут придется заморачиваться, но все, опять же, решаемо. Да, по прибытию в Москву мне придется написать объяснительную, но таков порядок. Орднунг, черт возьми! Прошляпил - будь готов ответить.

И чего толку расстраиваться? Все равно ничего не изменить.

Мой экипаж поражается моему спокойствию и наперебой обсуждает ситуацию. Оказывается, что все, не исключая моего Стажера, носят документы в сумках. И если бы у них их увели, то все бы пропало.

Хороший совет мне дал отец. Пригодился! Спасибо!

* * *

Нашелся какой-то дядька, который вроде бы ответил,  что брал черную сумку. Служащий рецепции просит его спуститься. Спрашивает у меня с надеждой - мол, отменяем вызов полиции?

Найн, не отменяем. Сначала я хочу убедиться, что это мой портфель и что все на месте.

Минут через 15 приходит полиция. Двое дядек - толстый и тонкий. И фрау-полицай. Объясняю ситуацию. Рецепционист то и дело вставляет, что вроде бы сумка нашлась, на что я отвечаю, что очень хотелось бы верить, но давайте подождем.

Спускается старичок, не русской и не немецкой внешности. С маленькой черной барсеткой в руках. О боги! :)

Бедняга, плохо зная английский, не понял, чего от него в телефоне хотели, и решил, что раз у него есть черная сумка, то ищут именно его...

Отпускаем дедулю с миром. С его уходом становится невесело - понимаю, что сумку мне скорее всего не найти.

Составляем акт заявления в полицию. Спрашиваю - нельзя ли оперативно посмотреть записи с камер наблюдения? Служащие разводят руками - сегодня выходной, специалисты придут только послезавтра, в понедельник.

Такой порядок. Орднунг.

Полицейские сделали опись вещей с моих слов, записали адрес и пожелали всего хорошего. Я извинился за беспокойство, мы расстаемся друзьями.

Мой экипаж, который мог бы идти отдыхать, тем не менее, все это время не бросал меня, даже пробежались по всем этажам - может, у того, кто взял мою сумку, по ошибке или намеренно, проснулась совесть, и он выбросил ее куда-нибудь?

Но нет, тщетно.

Командую всем идти спать. Утро вечера мудренее. Может, что-нибудь к утру изменится, спящая совесть проснется у того, кому глянулся мой потертый портфель...

Обидно лишь одно - думать, что это был кто-то из наших пассажиров. Тех, ради которых мы затратили столько нервов сегодня...

На часах третий час ночи.

Спать!

В Москву!

Спалось так себе. Провалился сразу же, но внутренние часы, будь они неладны, разбудили в 5 утра местного времени, то есть в 7 московского.

И все. Хоть организм и сигнализирует, что хочет спать, но сколько я не валялся, сон не шел.

Встаю. В очередной раз обещаю себе вместе с новой сумкой собрать и дорожный набор - зубную щетку, пасту, бритву, носки. Удивительно, но в номере ничего не оказалось. Даже бутылки с водой в подарок. Хотя в Германии это не проблема - пить воду из-под крана можно смело, по-крайней мере меня в этом убеждали еще в прежние времена. Пил и вроде без последствий. Рискну и на этот раз.

Дождался шести утра, спустился на завтрак. Внизу в кафе уже кучковались наши пассажиры, а мне даже смотреть на них не хочется - так и представляется, что кто-то из них стащил мой портфель, намеренно или нет, но создал столько проблем.

Да, кстати! Чуть не забыл - надо же позвонить в компанию, попросить прислать представителю пакет полетной документации для печати! Что и делаю.

* * *

Позавтракал. Вот уже и остальной мой экипаж подтянулся. Интересуются насчет сумки - нет, новостей никаких.

Поднимаюсь в номер. Валяться в кровати нет никакого желания, поэтому беру куртку, закрываю номер и иду вниз, сдаю карточку.

Сижу в холле, смотрю на снующих клиентов отеля - может, мелькнет знакомый черный портфель...

Нет, не мелькнул. Да и бог с ним! Главное - все документы при себе, жив, здоров, а все остальное можно купить... кроме Задания на полет, но это не самая большая из бед.

* * *

Весьма оперативно добрались до самолета - нас прямо от главного входа отеля забрал автобус и через минуту мы уже были на проходной, где в очередной раз и с новыми подробностями пришлось рассказать нашу историю заступившей смене, но нас пропустили без каких-либо заморочек.

Самолет за декабрьскую немецкую ночь замерз. Весь в инее, стекла в узорах. Красота!

-7
-8
-9

Солнце встает, освещает германщину. Ощущение полного благополучия вокруг.

И порядка.

-10
-11

Но нет. Не для нас. Не с везением моего Стажера... Или Ирины? - ведь именно с ней я совсем недавно гулял по Варне вместо Кишинева.

- Капитан, у нас будет задержка, - сообщает рамп агент. - На гейте проблемы с компьютером, а пассажирам вчерашнего рейса необходимо сначала пройти чек-аут, а потом по-новой регистрироваться.

Это именно то, о чем я вчера говорил планированию - не может быть, что не будет задержки с утренним вылетом! И хорошо, что мы нормально отдохнули (хотя бы на бумаге) и, имея впереди полноценные 12 часов рабочего времени, можем ждать очень долго, когда закончатся формальности по оформлению пассажиров.

После минимально положенного отдыха у нас началась новая полетная смена, и рабочее время начало отсчет с нуля, а если б мы "повелись" на предложение Службы планирования вылететь с первыми петухами, то сейчас выглядели бы бледно с точки зрения и орднунга, и порядка.

А воду немцы вчера так и не слили. Благо, ночь не такая уж холодная была, чтобы это как-то повредило водяную систему самолета. Отогреем.

* * *

Сегодня у Стажера будет еще один полезный опыт - противообледенительной обработки самолета в цивилизованном аэропорту.

Действительно - то, как организована процедура деайсинга/антиайсинга в Дюссельдорфе, должно быть скопировано всеми российскими аэропортами, которым она нужна куда больше, чем более мягкой (с точки зрения погоды) Германии.

После того, как все формальности улажены, время слота для вылета получено, мы закрыли двери, нас отбуксировали, мы запустили двигатели и начали движение в сторону ВПП 23 левой. Но вначале мы заехали на специально отведенную площадку для обработки, которая расположена недалеко от торца этой ВПП. Соответствующая площадка есть и с противоположного конца.

Одновременно там могут обливаться несколько лайнеров. Причем обработка производится с запущенными двигателями самолета. Зарулил - облился специальной жидкостью - порулил - улетел.

Для чего это делается именно так и почему именно так и надо делать?

Вы еще не заснули? Тогда расскажу.

В условиях интенсивного обледенения время защитного действия жидкости ограничено. Причем счет может идти на минуты. После окончания срока защитного действия положено обливаться по новой, что, увы, не всегда можно соблюсти и приходится идти на сделки с совестью. Мол, время holdover time весьма неточное, имеет широкие диапазоны... И еще много чего "мол".

В России лишь недавно, после печальной катастрофы ATR под Тюменью, стали более-менее серьезно относиться к анти-айсингу. То есть, процедуре, при которой самолет покрывается защитным слоем, который должен защищать его критические для полета поверхности от образования снежно-ледяных отложений при нахождении на земле.

Эта процедура не имеет никакого отношения к защите самолета от обледенения в полете, хотя это мнение часто встречается.

Я не знаю почему исторически так получилось, что к этой процедуре относятся весьма вольно, ведь обледенение не вчера придумали. Летая на Ту-154, нас, пилотов, не особо заморачивали этими процедурами. Если на самолете был лед, снег, его убирали либо до того момента, как приходил экипаж, либо обдували горячим воздухом после посадки пассажиров. Далее рулили и взлетали. Очень редко обливали самолет Арктикой.

Во многих аэропортах России до последнего времени не знали никаких других типов жидкости, кроме Арктики ДГ, тип I, который применяется в основном для деайсинга - то есть, для удаления имеющихся на самолете снежно-ледяных отложений. Но в условиях средних температур и интенсивного обледенения защитные свойства жидкостей первого типа весьма неважные.

Хочу сказать, что в последние годы ситуация изменилась и более подходящий для защиты в этих условиях тип IV встречается почти повсеместно. Но до сих пор наземники, особенно в глубинке, не всегда понимают желание экипажа обработать самолет. Мол, раньше бы летчики летели и не парились.

Но раньше и самолеты были с другими профилями крыла. И о топливном обледенении верхней поверхности крыла не слышали...

Так вот.

В России почти не практикуют обработку на специально отведенных у ВПП площадках, и, тем более, боятся проводить ее при работающих двигателях. Хотя - я подчеркну - это нормальная процедура.

Почему боятся? Ответ простой: "Так никогда не было и кабы чего не вышло".

В России самолеты обычно обливают на стоянке, еще до запуска двигателей. Или буксируют на точку запуска и там обливают. Зачастую одной машиной. Иногда - шлангом из бочонка, по старинке.

Потом специалист обходит самолет, осматривает результат (чего он там разглядит с земли-то?), получает данные у ребят, проводивших обработку, докладывает данные экипажу. После этого экипаж запрашивает запуск, запускает двигатели и начинает долгое руление на взлет.

А время защитного действия отсчитывается от начала обработки.

Хорошо, что действительно интенсивное обледенение встречается достаточно редко. Весьма и весьма редко. Хорошо, что на самом деле свойства жидкости в спецификации консервативно занижены. Хорошо, что самолеты (большинство типов) на самом деле гораздо менее подвержены влиянию снежно-ледяных отложений, чем принято считать. В авиации все держится на очень консервативном подходе.

В Германии не так. Тут не уповают на "хорошо, что на самом деле..." Они просто организовали облив непосредственно у ВПП, где трата времени защитного действия минимальна. Пара-тройка минут после окончания обработки - и ты взлетел.

Слабо сделать такое в России?

Или, если поставить вопрос более по-российски - что еще должно случиться, чтобы хотя бы в Домодедово заработали уже нарисованные на схемах площадки для удаленного деайсинга/антиайсинга по той же схеме, по которой работают в Германии? Ведь Домодедово - аэропорт передовой, здесь при желании можно и с работающими двигателями провести обработку. Даже сегодня.

* * *

Итак, мы свернули на площадку для обработки. Нас встретила машинка, показала дорогу на отведенную точку. Затем очень оперативно - сразу с двух сторон - облили, удалили весь ночной иней и через пять мину мы взвинтились в морозное немецкое небо.

Такой орднунг мне по душе!

-12

Набрали эшелон. Можно немного расслабиться.

- Знаешь, - говорю Стажеру, - мне, пока не спалось, в голову забавная мысль пришла - если сложить все цифры во вчерашней дате - 03.12.16 - то получается 13! Вот в чем причина наших злоключений!

Магия чисел, не иначе!

Смеемся.

* * *

Через три часа подлетаем к Москве.

Столица традиционно закрыта слоем облачности. Находим город по дымкам, пробивающимся через завесу туч.

-13
-14

Солнце есть, несмотря на то, что местные жители теряют веру в него.

-15

Еще через двадцать минут наш лайнер возвращается на базу.

Всё.

Мы дома!

Эпилог

Путешествие, растянувшееся на два дня окончено. Это такой полет, который не сотрется из памяти никогда. И я, и мой Стажер получили очень важный и полезный опыт, и очень хорошо, что у Стажера этот опыт был получен в относительно тепличных условиях - то есть, в полете с инструктором.

В 2006-м году, введясь в строй за короткую программу в 5 рейсов (вот такие тогда были правила), я стал получать опыт без оглядки на инструктора, в самостоятельных полетах. Мне, молодому во всех смыслах командиру, было непросто ориентироваться в ситуациях, в которых я еще не попадал. Надеюсь, что моему Стажеру будет проще, когда он отправится в самостоятельное плавание... то есть, полеты

То, что такие ситуации у него будут - гарантия! Тем и интересна наша профессия, что каждый полет не похож на предыдущий, даже если они проходят в простых условиях. Всегда случаются какие-то нюансы, в которых приходится принимать решения.

Следующий полет в очередной раз это подтвердил... но это уже другая небесная история.

Надеюсь, я вас не очень утомил :)

Следующая небесная история о полете со Стажером - авиатриллер "Полеты в ЖПУ"

Спасибо за внимание!

Летайте безопасно!

PS

Через пару дней после рейса я с удивлением узнал, что мы, де, со слов представителя в Дюссельдорфе, работали медленно, не показывая намерения приложить все усилия, чтобы вылететь. Мол, это мы виноваты. Следует отдать должное руководству, просто глянувшему на "хронометраж" событий и поняв очевидную невозможность вылететь до закрытия аэропорта, вопросов к нам не было.

PPS

Сумку не нашли

-16

Мой инстаграм

Мой канал на Youtube