Туристический бизнес в России стал популярным с 90-х годов ХХ столетия. В наше время между собой взаимодействуют туроператоры и турагентства.
Туроператор формирует туристические продукты, а турагентство продает уже то, что сформировал туроператор. Следует знать, что туристический продукт, в который входят услуги, работа, товары, удовлетворяющие запросам туристов на время путешествия, называют туром. Он реализуется туристу за единую плату как один продукт, хотя включает в себя четыре составляющие: питание, транспорт, проживание и развлечения на досуге. Стоимость на сформированные туры устанавливает туроператор.
Основными задачами турагентства можно назвать:
- оказание помощи клиенту в выборе подходящего для него тура;
- представление информации, касающейся туристических продуктов;
- оформление необходимой документации;
- оказание всяческой поддержки своим клиентам во время отдыха.
Прибыль турагентству идет за счет комиссионного вознаграждения, которое уже засчитано в продажную стоимость тура.
Обязанности туристических агентств
В обязанности турагентства входит в первую очередь правильно и грамотно подать информацию клиенту о стране, в которой тот хочет отдохнуть, а потом уже подобрать соответствующую путевку. Во-вторых, менеджер, работник агентства, обязан правильно оформить все необходимую документацию туриста. В-третьих, турагентство во всем старается поддержать отдыхающего россиянина за границей, если возникают какие-либо проблемы, связанные с приобретенным туром.
Читайте также: Как открыть тренажерный зал
Типы турагентств
Специалисты разделяют турагентства на три основных типа, в зависимости от методов работы:
- Франчайзинговые (сетевые) – сеть туристических агентств, которыми управляет одна брендовая компания. Особенности:
- широкая рекламная компания по продаже продуктов;
- работа только с определенными туроператорами, отобранными управляющей компанией;
- основано на доверии клиентов популярному бренду;
- обязанность выполнить установленный план по продаже турпутевок.
- Уполномоченные – созданные туроператором специально для реализации своих туристических продуктов. Особенности:
- создаются для продажи туров, у которых цена выше качества;
- клиент стоит на втором месте по значимости;
- ограниченность выбора предложений (только один туроператор);
- туроператор не несет ответственности за действия агентства.
- Независимые – имеют свое оригинальное название, могут сотрудничать с различными туроператорами. Особенности:
- основаны на профессионализме специалистов;
- не имеют повышенных комиссий от продаж определенных туров «на заказ»;
- постоянный анализ рынка цен на путевки разных операторов;
- широкий выбор из лучших предложений, в которых присутствует оптимальное соотношение цены и качества;
- принцип работы «клиент на первом месте».
Социологи установили, что в настоящее время в России 60% туристических агентств работают как независимые.
Инструкция: как открыть турагентство
Если вы решили заняться туристическим бизнесом, то вы должны иметь хотя бы минимальное представление, как открыть турагентство. Учитывайте, что заработок такой компании будет составлять 10-12 процентов (в редких случаях 8-15 процентов) от общей стоимости турпутевки.
Для начала такого бизнеса ознакомьтесь с пошаговой инструкцией «Как открыть турагентство»:
- Определиться с концепцией вашей туристической фирмы-агентства:
- по какой схеме будете работать (по франшизе, как уполномоченное агентство или самостоятельно);
- какой набор услуг будет представлять компания (основные или будут включены и дополнительные – предварительный заказ билетов на поезда и самолеты, оформление виз и загранпаспортов, предоставления гида и переводчика и т. д.);
- приоритетность туристического направления (например, страны Европы или Дальнего Востока);
- ценовая политика;
- вид отдыха (активный, пляжный, экстремальный, экзотический и подобные);
- подыщите помещение для офиса вашей будущей компании.
- Место расположения (центр города, деловой район, спальный район и т. д.):
- парковка (желательно, рядом с офисом);
- отдельный вход;
- статус (арендованное или собственное помещение);
- тип (витринный офис, аренда места в бизнес-центре, снимаемый кабинет в административном здании);
- площадь (рассчитана на одно рабочее место или несколько, не менее 20 квадратных метров);
- планировка (стандартная или свободная);
- количество мебели и предметов обстановки (напрямую зависит от площади самого помещения и задуманной вами планировки).
- Сделайте косметический ремонт «под офис», то есть в деловом стиле с наличием туристических атрибутов (кораблики, флажки и эмблемы разных стран, плакаты, красочные рекламные проспекты, журналы соответствующей тематики и т. д.).
- Приобретите и установите мебель и оргтехнику:
- стеллаж;
- стулья (достаточное количество, чтобы разместить семью из 3-4 человек);
- столы;
- шкафы или вешалки для одежды (как сотрудников, так и посетителей);
- сейф для хранения наличных денег;
- кассовый аппарат;
- компьютер;
- монитор (с хорошим качеством изображения и большого размера);
- принтер;
- ксерокс;
- сканер (или МФУ).
- Закупите расходные и сопутствующие материалы (бумагу и краску для принтера, ручки, карандаши и т. д.).
- Обязательно проведите телефон и Интернет.
- Займитесь оформлением юридической стороны вашего бизнеса: зарегистрируйтесь как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (при этом указываете ОКВЭД 63.30, что дает возможность предоставлять клиентам информационные и экскурсионные услуги), подобрать подходящих вашей концепции туроператоров и заключить с ними рабочие договоры.
- Подберите сотрудников (хотя бы двух, чтобы была замена в случае форс-мажорных обстоятельств), оговорите с ними график работы (например, пять дней рабочих и два выходных, с десяти утра до восьми вечера) и заработную плату (к окладу прибавьте 1-2 % от продаж турпутевок):
- директор и администратор в одном лице (чаще всего сам индивидуальный предприниматель);
- два менеджера-консультанта;
- бухгалтер по совместительству (но его может заменить соответствующая компьютерная программа, с которой будет работать все тот же хозяин турагентства, то есть вы);
- системный администратор (приглашают раз в месяц для проверки работы компьютерной техники).
- Придумайте название агентства, оформите вывеску (яркая, цветная, привлекающая взгляд), проведите рекламную компанию (в Интернете, в местных газетах), создайте персональный сайт для работы в онлайн режиме.
Приступайте к работе!
Читайте также: Правила открытия парикмахерской
Окупаемость собственного турагентства
Эксперты напоминают, что поток клиентов в разное время года отличается. Исходя из статистических данных, в новое турагентство посетители не спешат. В летний период следует ожидать до сорока будущих туристов, а в зимний – до двадцати, которые реально заключат с вами договор, а не просто зайдут пробить обстановку «на будущее». При такой работе ваши вложения в туристический бизнес окупятся за 1-2 года.