Девять лет назад авторынок Китая стал крупнейшим в мире и в ближайшем будущем свои позиции сдавать не собирается. Отчасти это можно наблюдать по росту числа китайских автомобилей на дорогах нашей страны, занять свое место под солнцем которой пытается и холдинг Brilliance Auto. Чтобы увидеть, как собираются и разрабатываются эти автомобили, и что общего у этого бренда с компанией BMW, мы отправились в Китай.
Очутившись в Поднебесной, начинаешь совсем по-другому оценивать местную автокультуру: легенда о том, что сами китайцы предпочитают автомобили иностранных именитых брендов на данный момент весьма правдива. Точно так же, как в Москве редко встретишь продукцию АвтоВАЗа, в Пекине — днем с огнем не отыщешь представителей отечественного автопрома. Так, в крупных городах, как и у нас, здесь в почете автомобили «немецкой четверки» (BMW, Audi, VW, Mercedes), популярны «японки» («Тойоты», «Ниссаны» и «Хонды»), навалом «Вольво», не меньшее количество «Бьюиков», а в такси так и вовсе — сплошь одни Hyundai. Не стоит забывать, что львиная доля иномарок собирается внутри страны, причем многие из них — снятые с производства и модернизированные в разной степени модели. Особенно «в тренде» удлиненные версии различных седанов, таковым, к примеру, является лидер рынка — VW Lavida, являющийся изрядно переделанной версией фольксвагеновской «Боры». Зато стоит пересечь городскую черту и углубиться в периферию, вас по-домашнему встретит отечественная китайская продукция (прямо как у нас с «Приорами» и «Калинами»!). А в самом Шеньяне, куда мы отправились на производство Brilliance, городской таксопарк состоял как раз из представителей местного бренда.
По автомобильным меркам, Brilliance довольно молодая компания: холдинг был создан в 1992 году по инициативе китайского правительства. Но за это время «Бриллиант» сумел-таки подобраться к ближайшим конкурентам (автомобильных марок в Поднебесной, между прочим, более 50 штук): по объему экспорта компания вошла в пятерку крупнейших автопроизводителей Китая. Другим, не менее важным предметом гордости бренда является собственный исследовательский центр, который был создан в 2002 году и уже в 2008-м получил статус «Технический центр государственного значения». Расположенный в Экономической и Технологической зоне развития города Шеньян объект занимает площадь в 100 000 м2 и оборудован полным комплектом подразделений, необходимых для разработки собственного продукта, начиная с процесса планирования и заканчивая запуском продукта и его испытаний. «Производительность» центра вполне достаточна: производственный потенциал позволяет тестировать до 100 единиц техники и производить сборку до 150 концептов в год. В самом центре находятся 9 независимых лабораторий, рабочие помещения и весьма крупный трек для тестовых испытаний. Общее количество рабочих на данный момент перевалило за 1,5 тысячи, но особый акцент заводчане делают на наличие команды из 70 специалистов экстра-класса, в число которых входят приглашенные известные профессионалы разных областей со всего мира — дизайна, разработки кузовов, трансмиссии, шасси, электрических компонентов и т. д. Так, к примеру, китайцы сумели заполучить ведущих специалистов, ранее работавших в «Пининфарине», MG Rover, BMW AG, Daewoo Corporation и Mitsubishi Motors.
Пожалуй, одно из главных достоинств центра — возможность проведения самостоятельных крэш-тестов по китайской методике C-NCAP, программа которых была серьезно модернизирована еще в 2012 году, дабы приблизиться к европейским нормам. Выгодное отличие от EuroNCAP — дополнительный крэш-тест, имитирующий фронтальное столкновение о недеформируемое препятствие на скорости 50 км/ч. Но есть и некое упущение: в Китае не проводят бокового крэш-теста со столбом, меньше уделяют внимания системам активной безопасности автомобилей и пока не занялись безопасностью пешеходов. На вопрос, почему бы не подвести программу к европейским нормам, специалисты лаконично отвечают: «Незачем!» Дело в том, что экспорт автомобилей бренда хоть и весьма обширен (у компании есть свои заводы на Филиппинах, в Северной Корее и Египте), но пока что не запланирован в страны Европы. Следовательно, нет смысла на это тратиться, благо, собственные нормы на данный момент вполне адекватные (Россия, для справки, является одной из немногих стран, в которых собственной системы независимых крэш-тестов вовсе нет).
Ответов на все вопросы, к сожалению, нам получить не удалось — традиционная азиатская скрытность проявляется здесь как нельзя лучше. Но кое-что выведать получилось. Так, заводчане утверждают, что все двигатели, которые в данный момент поступают на конвейер, — собственной разработки. Хорошо это или плохо, судить не берусь — нужны реальные отзывы об опыте эксплуатации и ремонте. Хотя причин для волнений быть не должно: лаборатория испытания двигателей была запущена в 2004 году, после чего в 2011-м модернизирована и расширена до 11 стендов разных типов. В числе прочих есть шумовая камера, позволяющая проводить испытания на вибро- и шумоизоляцию автомобилей. Но наиболее интересна многофункциональная камера, совмещающая температурный бокс, динамометрический стенд и лабораторию анализа выхлопных газов. Стоимость инвестиций в эту лабораторию площадью более 1600 (вмещает одновременно до 20 автомобилей) — более 3,2 млн долларов. Автомобили в этой камере могут испытываться в широком диапазоне температур (от –40 до +60°С) и на весьма больших скоростях (допустимая максимальная скорость — 200 км/ч). Это позволяет проводить тестирование почти всех систем автомобиля: систем кондиционирования автомобиля, анализ замораживания и запотевания стекол, отслеживать температурный режим двигателя, проводить измерения мощности силовых установок, старт двигателей при высоких и низких температурах и т. д.
Само же производство находится в получасе езды от исследовательского центра, и его площадь составляет 36 628 м2. Проследить процесс производства не вышло — конвейер был остановлен по причине выходного дня. Дело в том, что при проектной мощности 250 000 автомобилей в год завод загружен лишь на треть, выпуская примерно 200 машин в рабочий день. На одном конвейере здесь собирают все 5 моделей Brilliance: V3, V5, H530 и H230 в двух разных кузовах. Штамповка панелей, сварка кузовов и сборка двигателей осуществляются на двух других предприятиях, также расположенных в Шеньяне, после чего готовые детали отправляются на завод. Кстати, холдинг Brilliance Auto производит здесь не только уже знакомые нам «Бриллиансы», но и довольно популярные в Китае микроавтобусы под маркой JinBei и Granse (на базе Hiace и Granvia корпорации Toyota), а также лицензионные BMW 3 и 5 серии и кроссоверы Х1. Здесь-то и начинаются вопросы, которые вертелись на языке буквально у каждого приглашенного журналиста. Главный из них — в чем же состоит сотрудничество между Brilliance и BMW? Технологии? Разработка? Доводочные испытания? Китайские менеджеры и здесь уходят от прямых ответов: дескать, перенимают только опыт, а все остальное делают сами.