Найти в Дзене
Компаньон

С нуля до миллиарда: Ян Кум и WhatsApp

Оглавление

Не так давно Whatsapp являлось одним из самых популярных мессенджеров. Сейчас из-за аналогов оно уже не пользуется таким спросом, но все равно сотни тысяч пользователей отправляют сообщения именно в этом приложении. А создал его обычный предприниматель из Украины, который имел простую идею, но сумел реализовать ее, благодаря чему и стал миллиардером. История успеха Яна Кума и его приложения Whatsapp.

Трудное детство будущего миллиардера

Ян Борисович Кум – будущий создатель WhatsApp родился в небогатой рабочей семье в г. Фастов неподалеку от Киева. Как вспоминает сам Ян, денег часто не хватало даже на самые необходимые вещи и ему еще в школе приходилось подрабатывать, чтобы хоть как-то помочь родителям.

Нестабильная политическая ситуация времен перестройки, антисемитские настроения и смерть отца, вынудили Яна с матерью в начале 90-х годов эмигрировать Калифорнию. Впрочем, ситуация тут была не намного лучше, денег по-прежнему не хватало, как и раньше приходилось подрабатывать, совмещая работу с учебой в школе. Правда в США у мальчика появилась возможность получить хорошее образование и изучать литературу по программированию, что он собственно и делал в свободное от учебы и работы время.

В этот же период Ян Кум, биография которого и так не отличается светлыми моментами, получает еще один удар судьбы – у его матери обнаруживают злокачественную опухоль. Последующие годы семья живет на выплачиваемое ей инвалидное пособие, снимая небольшую квартиру на окраине города.

Первые шаги в бизнесе

Самообразование и развитие в области программирования позволили Куму в 19 присоединиться к хакерской группировке W00w00. Позже Yahoo! предложили ему применить свои навыки для проверки работы их рекламной платформы, а еще через полгода взяли в штат на постоянную должность в рекламном отделе.

2000 год можно считать переломным в жизни Кума. Сначала от рака умирает его мать, затем он понимает, что больше не хочет работать в Yahoo! и увольняется. Тогдашнее финансовое состояние программиста позволило ему отправиться вместе с Брайаном Эктоном (будущим соучредителем WhatsApp и коллегой по рекламному отделу) в путешествие по Южной Америке. Дальше последовала попытка устроиться в Facebook, которая, несмотря на опыт работы в Yahoo, оказалась провальной.

Откуда взялась идея Whatsapp?

Мнения о том, что заставило Ян Кума задуматься над идеей WhatsApp, расходятся. Есть три наиболее популярных версии:

  • По словам Джима Гетца из Sequoia Capital из-за трудного финансового положения молодой Кум стремился поддерживать отношения с родственниками в России и Украине, что впоследствии развилось в идею создания приложения для свободного общения по всему миру. Впрочем, учитывая изначальную концепцию WhatsApp, эта версия вызывает много вопросов.
  • Некоторые журналисты утверждают, что история чата WhatsApp началась с запрета пользоваться мобильным телефоном в зале, где занимался Ян Кум. Из-за этого во время тренировки он пропускал важных звонков и поэтому задумался над созданием мобильной программы, которая бы автоматически отображала статус абонента и сообщала, почему он не может взять трубку.
  • Третья версия почти идентична второй, за тем лишь исключением, что звонки Кум пропускал не в спортзале, а во время занятий в университете.

Как бы там ни было - начало проекту положено. Последующие годы WhatsApp развивался в качестве стартапа с изначальной командой в 10 человек и постепенно смог заработать уважение всемирно известных компаний.

Читайте также: От принца к нищему: миллиардеры, потерявшие свое состояние

“Делай то, что полезно, а не прибыльно”

Как говорит Ян Кум, WhatsApp изначально не был инструментом для заработка денег. Идея состояла в том, чтобы создать качественный продукт, который был бы востребованный и удобный в использовании. Часто Кум обижается, когда его называют предпринимателем, ведь считает, что предприятие изначально предусматривает получение дохода, к чему команда проекта никогда не стремилась.

Даже продажу мессенджера Facebook за рекордные 19 млрд. долларов Ян Кум (состояние, которого после сделки возросло до 6,8 млрд.) аргументирует тем, что у корпорации есть необходимый административный ресурс и технические наработки, способные обеспечить WhatsApp дальнейшее развитие и позволить ему не отвлекаться на организационную деятельность.

Миллиардер и разработчик уверен – если делать полезный для людей продукт, то деньги придут сами.

Секрет успеха WhatsApp

-2

Не все сразу

Несмотря на то, что разработка заняла несколько лет, изначально WhatsApp не вызвал особого интереса у пользователей. В приложении можно было только изменить статус и отправить текстовое сообщение, что не слишком выделяло его на фоне уже популярных Skype или ICQ.

По-настоящему мессенджер «выстрелил» после появления в мобильной ОС Apple функции всплывающих уведомлений, которая сразу же сделала WhatsApp в разы удобнее, количество загрузок возросло до 250 000. Получить же 1,3 – миллиардную аудиторию удалось за счет добавления возможности обмениваться файлами, фото видео, сквозного шифрования переписки, фото-статусов и дальнейшей доработки приложения, которая проводится с учетом пожеланий пользователей.

Все гениальное – просто

Популярность WhatsApp во многом обусловлена простотой его использования,  «юзерфрендли» интерфейсом и наличием только необходимых функций. Ничего лишнего – вот краеугольный камень WhatsApp. Ян Кум всегда придерживался этого принципа и даже когда Facebook позволили своим пользователям играть в онлайн-игры, он ответил, что люди запускают мессенджер не для того, чтобы играть, а для общения.

Инфраструктура WhatsApp позволяет 1 программисту обслуживать 14 миллионов пользователей и сохранять количество сотрудников компании в пределах трех сотен. Благодаря этому издержки на содержание штата значительно меньше, чем у того же Facebook или Твиттера.

“Нет” рекламе!

Органический рост” - еще один принцип Яна Кум. Ни до, ни после выхода приложения в его раскрутку и продвижение не вложили и доллара. Более того, “табу” на рекламу действует и в самом приложении, что так же нравится пользователям: никаких всплывающих окон, просмотра видео и флеш-баннеров.

Стоит отметить, что изначально Эктон планировал добавить в мессенджер контекстную рекламу на основе предпочтений пользователей, но от этой идеи быстро отказались, так как она не укладывалась в концепцию Кума. Если учитывать, что на тот момент команда зарабатывала только на подписке пользователей (1 доллар в год) и едва могла компенсировать издержки, можно сказать что у Яна действительно стальные принципы.

История успеха Ян Кума показывает, что любой предприниматель, который готов работать над собой и своей идеей, может стать миллиардером.

Источник: https://kompanion.online/istorii-yspesha/yan-kum-i-whatsapp/