Голландия... Что представят себе большинство жителей Земли при звуках этого слова? Маленькую аккуратную страну, мельницы, каналы, ̶р̶а̶з̶л̶а̶п̶и̶с̶т̶ы̶й̶ ̶л̶и̶с̶т̶ ̶к̶а̶н̶н̶а̶б̶и̶с̶а̶ тюльпаны?
Но только не питомец Севастопольского Высшего Военно-Морского Инженерного Училища. Он вспомнит о своей альма-матер. Есть и другое словечко, чётко ассоциирующееся у нас с училищем - система. Для вас это может быть только каким-нибудь техническим устройством, а для нас, вдобавок - всё, что вы видите на верхнем снимке.
Учебный корпус - бывший морской кадетский корпус, здание в виде стилизованного орла, верхний плац перед ним, столовая из бетона и стекла, в которой было нестерпимо жарко летом, крутая и длинная лестница, ведущая от учебного корпуса к жилым помещениям, нижний плац, служивший когда-то аэродромом гидросамолетов, спортивные площадки, стадион и много-много чего другого. На этом фото - наша система в период её наивысшего расцвета. Еще не разграблены и не изувечены крайние жилые корпуса, по иронии судьбы самые новые из всех пяти, не заросли травой спортивные сооружения и чист нижний плац, в строю многочисленные полигоны и лаборатории.
27 июня 2015 года состоялось празднование столетия этого учебного заведения. Я побывал там, запечатлел разительные и печальные изменения, но также и стойко сопротивляющиеся времени детали нашей системы, и так много вспомнилось... Сейчас здесь обосновались несколько факультетов Севастопольского государственного университета. Празднование юбилея совместили с первым выпуском, получившим российские дипломы.
Вот выпускники университета последний раз проходят вместе, учеба осталась позади:
Это же самое место в те времена, тоже выпуск:
Это первый раз, когда мы прошли строем в офицерской форме и последний, когда вместе. После окончания торжественного прохождения прозвучала команда - "Разойдись!", и кое-кого из однокашников, с которыми было прожито бок о бок пять лет, я больше не видел ни разу в жизни.
Давайте подойдем к верхней проходной, ведущей к учебному корпусу:
Раньше здесь было
Если мы повернём направо, то наткнёмся на притаившегося в аккуратном скверике Ильича:
Вообще, Ильичей у нас там был, с первого взгляда, перебор, но это только с первого. Вот я вам сейчас всё объясню. Если присмотреться, то можно заметить, что на знамени училища написано: 3 высшее военно-морское инженерное училище.:
Со временем 1-е и 2-е получили имена в честь различных революционных деятелей, а мы так и остались безымянными. И мучила нашего адмирала Крастелёва, прекрасного человека и педагога, ученого и композитора, мечта, чтобы стало наше училище имени Ленина. Звучит?
Вот этих Лениных у нас с каждым годом становилось всё больше. Главный, у парадного входа, был создан, кстати, бывшим выпускником училища, - о, какие у нас талантливые ребята учились!
И всёу нас было хорошо, и в учёбе мы опережали других соискателей заветного названия, но тут такое случилось!
Короче, ехали на практику (или с практики) в поезде наши лоботрясы. И раздобыли где-то спирт. И начали им упиваться. А тут спирт возьми и разлейся. Вонизм же, да и офицеры могут унюхать, это залёт крупный. Технически подкованные, они сообразили, что вытереть его всухую во всех щелях не удастся, а вот если поджечь - это же спирт, пых, и готово!
Сказано - сделано. В итоге вагон на ходу полыхнул так, что после срыва стоп-крана кое-кто выбрасывался в окна в одних трусах. Вагон сгорел, железная дорога была на несколько часов блокирована, начальник практики, капитан 2 ранга, на которого уже было заготовлено представление к званию капитана 1 ранга, вернулся в Севастополь капитаном 3 ранга. А главное, имя Ленина просвистело мимо.
Впрочем, оставаться просто СВВМИУ тоже было для многих предметом гордости. Разве называться Голландией хуже, чем каким-то ВВМУРЭ им. А.С Попова? Здравствуйте, товарищи поповцы! Зашибись!:)
Но если повернуть от этой проходной на дорогу ведущую налево и вверх, то можно прийти к этому зданию, ныне заброшенному и тонущему в зарослях:
Вот что происходило внутри него в моё время:
Мы находимся внутри корпуса знаменитой "Малютки" - подводной лодки, прошедшей войну и ставшей тренажером для будущих подводников. Сейчас сольется вода из торпедного аппарата и мы втроем, друг за другом, вползем в него. Диаметр трубы чуть больше 50-ти сантиметров, особенно крупным ребятам в снаряжении там приходится нелегко. Потом задняя крышка - вот эта самая, будет закрыта.
Внутрь начнёт поступать вода, приподымая нас и прижимая спиной к верхней части аппарата. Но воздух из костюма постепенно стравливается через специальные клапаны и он начинает обжимать тело. Когда давление в торпедном аппарате выравняется с наружным, тем, что в здоровенном резервуаре, куда и выходит сам аппарат, откроется передняя крышка, и мы начнем карабкаться вперед. Там на выходе установлен ходовой конец, по которому водолазы и выбираются наверх.
На всякий случай у каждого из нас зажат в руке такой стальной бублик, которым удобно стучать по трубе, передавая зазубренные наизусть специальные сигналы о том, как идут дела. Залезть туда для некоторых представляло достаточно большое психологическое затруднение - в давящей тесноте и полной тьме тебя начинает затапливать вода, причём ты знаешь, что самостоятельно выскочить оттуда не сможешь. Но я клаустрофобией не страдал.
Открыв незапертую левую дверь, я остолбенел:
От резервуара, внутри которого мы всплывали на высоту около шести метров, остался только фундамент.
А сама лодка представляла из себя жалкие остатки, которые не успели вырезать и вывезти охотники за металлом:
На этом я прерву свой рассказ, но обязательно продолжу.
P.S. Другие рассказы о военно-морском училище:
Отчего же вы не стали офицером?
Итак, вы решили стать морским офицером
Первые шаги к офицерским погонам
Битвы курсантов с гражданской молодёжью и продолжение Сражения курсантов с гражданскими