В решении Иордании по отказу от рамочного соглашения с «Росатомом» на строительство атомной станции в этой стране заложены не только экономические, но и геополитические мотивы – считает старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.
Атомная энергетика необходима Иордании
Дело в том, что сейчас появилась информация, что Иордания вышла из рамочного соглашения с «Росатомом» на строительство у себя на территории атомной станции мощностью в две тысячи мегаватт, причем официально – «в связи с высокой стоимостью данного проекта».
При этом, отлично известно, что контрактное предложение «Росатома» для таких стран, как Иордания, является долгосрочным, из-за чего Амман мог бы расплачиваться с Москвой за этот проект в течение нескольких десятков лет.
Очевидно, что условия изначального соглашения были для Иордании максимально выгодными, но данная страна все-таки решила его денонсировать, несмотря на то, что энергетические проблемы давно вышли на передний план в контексте дальнейшего развития иорданской национальной экономики. Ведь Иордания не обладает большими запасами нефти и газа, и поэтому не может строить свою экономику только на потреблении углеводородов, вследствие чего, у Аммана и возник интерес к атомной энергетике.
Все это позволяет нам сделать вывод, что данное решение противоречит национальным интересам Иордании, и принято отнюдь не по экономическим причинам, что подтверждает и ремарка Аммана про продолжение сотрудничества с «Росатомом».
Иордания решила отказаться от этого проекта по политическим причинам
На практике, соглашение на строительство большой атомной станции заменено Амманом на договор о сотрудничестве между Россией и Иорданией в области атомных реакторов малой мощности, причем подрядчиком здесь выступит компания Rosatom Overseas.
Данные факты позволяют сделать вывод, что Иордания просто решила не завязываться с Россией в рамках такого крупного и долгосрочного проекта, как строительство атомной станции, и вышла из него под предлогом неблагоприятной экономической конъюнктуры.
Это неудивительно, учитывая, что Иордания сегодня плотно втянута в сирийский гражданский конфликт, в рамках которого играет роль главной опорной точки для США и их ближайших союзников. Именно с территории Иордании американские спецслужбы осуществляют подпитку так называемой сирийской оппозиции, и именно на иорданской границе с Сирией США построили базу по подготовке боевиков.
Таким образом, можно сделать вывод, что эти геополитические обстоятельства сказались на позиции Аммана по этому проекту, не говоря уже о том, что здесь вполне мог иметь место и фактор давления США на политическое руководство Иордании.
Иордания плотно завязана на США и монархии Персидского залива
Старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил сложность развития данных проектов в современных условиях.
«Тот факт, что иорданская сторона отказалась от реализации столь перспективного проекта, свидетельствует о том, что в данном решении присутствует не только экономика, но и политика», - констатирует Долгов.
По словам Бориса Васильевича, у Иордании существовали довольно амбициозные планы по строительству атомной станции, но то, что сейчас происходит на Ближнем Востоке, безусловно, качественно повлияло на перспективы данного проекта. Просто Иордания ведет сотрудничество не только с США, но и с монархиями Персидского залива, что им гораздо важнее контрактов с Россией.
«Таким образом, если брать сирийский контекст, то Иордания сегодня оппонирует, как политическом курсу России, так и самой Сирии в лице легитимного правительства данной страны президента Башара аль-Асада», - заключает Долгов.
Данное решение не приведет к разрыву связей между Россией и Иорданией
Как замечает эксперт, на территории Иордании в большом количестве расквартированы американские войска, а в Аммане расположено одно из самых больших посольств США по количеству дипломатов на всем Ближнем Востоке.
«Соответственно, из Иордании американцы сегодня осуществляют мониторинг всего Ближнего Востока, что делает эту страну значимым союзником Вашингтона, как в рамках Международной коалиции, так и всей региональной политики США», - резюмирует Долгов.
Поэтому решение Аммана по данному проекту не может не быть связано с текущим геополитическим раскладом на Ближнем Востоке, поскольку в случае строительства атомной станции в Иордании, эта страна автоматически стала бы очень сильно зависеть от качества своих отношений с Россией, а такая перспектива не может не нервировать США и монархии Персидского залива.
«Кроме того, иорданские власти в своей внутренней и внешней политике сильно опираются на США, и поэтому не могут не учитывать текущие настроения в Вашингтоне. Впрочем, здесь однозначно есть и позитивный момент – Иордания сразу показала, что не собирается отказываться от сотрудничества с Россией, заключив с нами новое соглашение по атомной энергетике», - констатирует Долгов.
Все это говорит, что сотрудничество между нашими странами будет продолжаться и дальше, просто для этого будет выбрана наиболее удобная форма, что на практике является реализацией политической линии короля Иордании Абдаллы II.
«Общество дружбы Иордании и России продолжает работать и сегодня, поэтому связи между нашими странами никуда не денутся, несмотря на значительное влияние на решения Аммана со стороны Вашингтона», - заключает Долгов.
Автор: Дмитрий Сикорский