Найти в Дзене

Аллегории музыки

Не так давно древний жанр аллегорий обрёл новую жизнь под новым именем. Видели когда-нибудь "хуманизации"? Это они и есть.

Конечно, старинные аллегории изображали другое и по-другому. Но идея та же самая — нарисовать в человеческом облике кого-то или что-то, человеческого облика не имеющее, причём нарисовать так, чтобы образ узнавался.

Хуманизируют всё, что угодно, но обычно животных или какие-то объекты: конфеты и города, танки и браузеры. Аллегории изображали понятия или явления — например, праведность, любовь, торговлю или музыку.

А что нужно было добавить на картину, чтобы получилась хуманизация музыки?

Георг Пенц, 1541 г. На этой гравюре всё просто: так и написано — "музыка". Кстати, не будь подписи, зрители могли решить, что это изображение святой Цецилии. Именно её обычно рисовали так: за небольшим органом (портативом или позитивом, как на гравюре), воздух в который подаёт ангел.

Этот напоминающий пианино инструмент с клавишами — орган-позитив.
Этот напоминающий пианино инструмент с клавишами — орган-позитив.

Но отступим назад во времени и посмотрим на картины без поясняющих подписей.

Йос ван Гент, около 1470 г. Музыка восседает на троне, коронованная дважды. Узор на спинке трона напоминает расходящиеся лучи. Но это узор, а не нимб святой, и на картине Музыка, а не Цецилия, хотя атрибут святой, совсем маленький орган-портатив, стоит на ступеньках. В руках у Музыки книга нот (подразумевается, что это ноты).

Музыка дарует ноты и инструмент юноше-музыканту.
Музыка дарует ноты и инструмент юноше-музыканту.

Зайзенеггер Якоб, 1492-94. Это фреска из Ватикана. Музыка окружена музыкантами и сама играет на виеле, предшественнице скрипки. Вновь мы узнаём её по трону, музыкальному инструменту и отсутствию нимба святой.

Дивный ансамбль.
Дивный ансамбль.

Робине Тестар, книжная миниатюра 1498 г. Снова те же приметы, но Музыка восседает не просто на троне, а на троне с двумя лебедями. Почему? А это уже отсылка к греческим мифам. Лебедь — птица Аполлона, бога поэзии. На картине есть множество инструментов — и готическая арфа, и волынка, и орган-портатив, но играет Музыка на цитре.

Цитра также называлась "псалтериум" — в честь того инструмента, на котором играл псалмы библейский царь Давид. В переводах псалтериум называют и арфой, и лирой, и даже гуслями, но на самом деле это один и тот же инструмент. Так что на миниатюре любопытным образом соединены языческие и христианские мотивы.

Свирели и хор мальчиков тоже присутствуют.
Свирели и хор мальчиков тоже присутствуют.

Филиппино Липпи, 1500 г. На картине множество лебедей. Из инструментов есть пара флейт — многоствольная "флейта Пана" и простая свирель. А голова оленя с рогами — это фантазия на тему древнегреческой лиры. Древнейшие лиры действительно делались из рогов животных, правда, конечно, не из оленьих.

Любопытно, что одна струна на оленьей лире порвана. Порванная струна — символ несогласия и неблагополучия. Зачем Липпи изобразил её на этой безмятежной лирической картине? Есть версия, что общий сюжет картины — сотворение гармонии. Музыка усмиряет и связывает лебедя поэзии, а позже натянет на лиру новую струну.

Есть также версия, что на картине муза Эрато... или вообще Леда, мать Елены Прекрасной, со своим лебедем.
Есть также версия, что на картине муза Эрато... или вообще Леда, мать Елены Прекрасной, со своим лебедем.

Неизвестный, середина XVI века. Музыка держит виелу почти как скрипку, хотя подбородника ещё не придумали. У её ног не лебеди, а певчие птицы.

Возможно, одна из птиц — чёрный дрозд, но размером он с ворона.
Возможно, одна из птиц — чёрный дрозд, но размером он с ворона.

Якоб де Бейкер, вторая половина XVI века. Наконец появляется лютня. Обратите внимание на нарезанный хлеб. Это совсем другая Музыка. Здесь она — не богоподобная королева, а ремесло, которое кормит музыканта. Поэтому и грудь у неё обнажена: это грудь кормилицы, а не любовницы.

Кушать всем хочется.
Кушать всем хочется.

Рембрандт, 1626 г. Пожалуй, самая знаменитая аллегория — и наименее "аллегоричная". На картине изображён как будто обычный домашний концерт. Мужчина в тюрбане играет на виоле да гамба, юноша — на маленькой треугольной арфе, дама с нотами поёт. Иногда пишут, что дама дирижирует, но такие маленькие ансамбли не нуждаются в дирижёрах.

И всё же это аллегория, а не бытовая сценка. Ключ к пониманию скрыт в многочисленных книгах нот, лежащих у ног Музыки. Если присмотреться, то видно, что это ноты разных эпох. Среди них есть и ноты, современные Рембрандту, и средневековые ноты с буквицами. Вся история музыки собрана здесь.

А на картине на стене — не музы ли с Аполлоном?
А на картине на стене — не музы ли с Аполлоном?

Лоран де Ла Гир, 1649 г. Картина примечательна реалистичностью — Музыка настраивает лютню. Рядом и флейты, и фагот, и соловей, и листки с нотами.

И вновь грудь кормилицы.
И вновь грудь кормилицы.

Лоренцо Липпи, середина XVII века. А здесь уже привычная нам скрипка. Впрочем, судя по альтовому ключу в нотах, это альт... Но аллегоричность картины ускользает, кроме инструмента и нот никаких признаков "хуманизации" нет. Это может быть просто чей-то портрет с музыкальным инструментом. Такое тоже бывало.

-10

Франсуа Буше, 1764 г. Типичный образ эпохи рококо: "ангелочки"-путти с лирой Аполлона, флейты, раскрытая книга нот. В руках у одного из путти лавровый венок: Музыка торжествует. И здесь полуобнажённая героиня как раз лирическая возлюбленная.

А голуби на картине просто так. Голубь никогда и нигде музыку не символизировал.
А голуби на картине просто так. Голубь никогда и нигде музыку не символизировал.

Густав Климт в 1895 г., спустя почти полтора века, абсолютно другая эпоха, стиль и метод. Если художники прошлых эпох использовали типовую атрибутику Музыки — многочисленные музыкальные инструменты, лебедей и певчих птиц, книги нот — то Климт создаёт свою собственную. Живая девушка выступает из плоского фона как барельеф. Её поза с древней лирой — отсылка к очень известному изображению на краснофигурной вазе. Но на вазе всё изображение плоское, а голова музыканта запрокинута. У девушки голова опущена.

Это можно прочитать, как прикосновение живого музыканта к древности и бессмертию искусства.

Густав Климт, "Музыка".
Густав Климт, "Музыка".
Древнегреческая ваза.
Древнегреческая ваза.

Но современники Климта в то время по-прежнему пользовались и типовой атрибутикой. Картина Поля Франсуа Квинсака (рубеж XIX-XX веков) очень похожа на картину Буше полуторавековой давности: те же путти, лира, лавровый венок. Квинсак считается "салонным" художником.

Квинсак, "Музыка".
Квинсак, "Музыка".

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!