Между 1968 и 1970 годами американский этолог Джон Б. Калхун (1917-1995) провел поведенческое исследование мышей в неволе в корпусе площадью 9 квадратных футов в сельской местности в Пулсвилле, штат Мэриленд. Внутри корпуса, известного как Вселенная 25, несколько пар мышей размножались и в конечном итоги их численность насчитывала 2200 особей . В конце концов, они установили социальные заказы, созданные внутри и вне фракций, и вскоре спаривание полностью прекратилось.
Исследование подтвердило его мрачную гипотезу, основанную на более ранних исследованиях норвежской крысы в небольших условиях. В своей теории он предположил, что перенаселение порождает распад социальных функций. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к исчезновению.
Вызвавшая большие споры, впервые обнародованая теория Калхуна вызвала опасение за эти года, что социальный распад Вселенной 25 в конечном счете может служить в качестве метафоры для траектории человеческой расы. Следовательно, «проект утопии грызунов» был предметом интереса у архитекторов, советов по городскому планированию и правительственных учреждений по всему миру.
Ранние исследования грызунов
Калхун начал свои экспериментальные исследования на грызунах в 1947 году, когда он изучил закрытую группу норвежских крыс в сарае в Роквилле, штат Мэриленд. Поставляя тварей неограниченной едой и водой, он ожидал, что их население набухнет до 5000 в течение 28-месячного эксперимента. Однако население сократилось на 200 особей после разделения на более мелкие группы, каждый из которых состоял всего из десятка грызунов .
Продолжая эти исследования в 1950-х годах, Калхун создал более сложную оболочку для изучения того, как будущие группы грызунов будут вести себя в стерилизованной среде, свободной от хищников. В ходе этих экспериментов одна и та же последовательность событий будет возникать каждый раз:
• Мыши встречались, спаривались и размножались в больших количествах.
• В конечном счете произойдет выравнивание.
• После этого грызуны будут развиваться как враждебным, так и пагубным и антисоциальным поведением.
• Население будет стремиться к исчезновению.
В 1962 году научно- популярный журнал «В мире науки» опубликовал наблюдения Калхэна из своих исследований в статье «Плотность населения и социальная патология», в которой он придумал выражение «повод для поведения», чтобы описать результаты перенаселенности, а именно: распад социальных функций и крах населения - в замкнутой среде грызунов. Поражение общественности так же, как и широкая городская экспансия, привело к тому, что растущее число колледжей, стекающихся в большие города для трудоустройства, многие рассматривали эту статью как предупреждение о том, что может случиться с человеческой расой, если население продолжает расти по их текущему курсу.
Вселенная 25: эксперимент Калхун с утомлением грызунов
Расширяя свои предыдущие исследования, Калхун придумал свой последний исследовательский эксперимент. Во Вселенной 25 население мышей вырастет в корпусе площадью 2,7 квадратных метра, состоящем из четырех ручек, 256 жилых отсеков и 16 нор, что привело к снабжению продовольствием и водой.
В условиях без чумы, множества удобств, отсутствия хищничества и неограниченного количества расходных материалов мышам понравилась бы вся роскошь, эквивалентная современной человеческой жизни. Калхун инициировал эксперимент с четырьмя парами здоровых мышей, которые были выпущены в корпус, чтобы начать новое общество.
В течение первых 104 дней – эту фазу Калхун назвал «период страсти» - мышей, приспособленных к их новому окружению, отметили их территорию и начали гнездиться. За этим последовал «период эксплуатации », в котором население удваивалось каждые 55 дней. К 315-му дню Вселенная 25 содержала 620 мышей.
Несмотря на обилие пространства во всем корпусе - в каждом отсеке могло разместиться до 15 грызунов, а общий корпус был построен на 3000 особей . Большинство мышей собирались выбирать места и есть из одних и тех же источников пищи. Акт еды, как выяснилось, стал рассматриваться как общественная деятельность, которая заставила большинство мышей поддержать одни и те же несколько отсеков.
Однако все это затруднение привело к падению спаривания, и рождаемость вскоре упала до трети своего прежнего уровня. Социальный дисбаланс также имел место среди мышей:
• Одна треть стала социально доминирующей.
• Остальные две трети оказались менее социально искусными, чем их сторонники.
• Поскольку навыки сцепления уменьшились среди мышей, Вселенная 25 прошла медленный, но необратимый спад.
Социальный статус во Вселенной 25
К 315 дню различия в поведении мужчин с высоким и низким статусом стали более выраженными. Те, кто находится внизу иерархического порядка, оказались отвергнуты от самок и вообще отказались от спаривания. Не имея ролей, которые выполнялись в обществе мышей, эти изгнанные мужчины блуждали отдельно от больших групп, чтобы есть и спать в одиночестве - и иногда сражались между собой.
Альфа- самцы , напротив, стали более агрессивными и драчливыми, часто начинающими насилие без явных провокаций или мотивов. Время от времени эти мужчины бродят вокруг и без разбора насилуют других мышей, независимо от пола. Между тем, бета-самцы - те, которые были между агрессивными альфами и изгоями - были робкими и инертными и часто оказывались пассивными реципиентами насилия. В нескольких случаях кровопролития заканчивались каннибалистическим праздником для победителей.
Когда мыши мужского пола отказались от своих традиционных ролей во Вселенной 25, самкам оставалось надеяться на свои гнезда. Следовательно, многие женщины применяли более агрессивные формы поведения, которые иногда переливались бы в насилие по отношению к их молодым людям. Другие воздерживались бы от материнских обязанностей в целом, изгоняя их необоснованные пометы и отказываясь от дальнейшего спаривания, что привело бы к серьезным последствиям:
• В некоторых отделениях коэффициент младенческой смертности превысил 90 процентов.
• Калхун назвал это «фазой стагнации», которую попеременно называют «равновесным периодом».
• Он приписывал чрезмерно агрессивные и пассивные поведенческие закономерности к разрушению социальных ролей и необузданной перегруппировке.
Пик смертности
К 560-му дню прирост населения полностью прекратился, поскольку уровень смертности колебался на 100 процентов. Это ознаменовало начало «фазы смерти» - также как «период смерти», в котором утопия грызунов скользнула к вымиранию. Среди насилия, враждебности и отсутствия спаривания молодое поколение мышей достигло зрелости, никогда не сталкиваясь с примерами нормальных здоровых отношений. Без концепции спаривания, воспитания или маркировки территории это поколение мышей проводило все свои часы бодрствования, едя, выпивая и ухаживая за собой.
В отношении их совершенных, невозмутимых явлений Калхун назвал этих мышей «прекрасными». Живя в уединении от других мышей, они были избавлены от насилия и конфликтов, которые велись в переполненных районах, но не внесли социальных взносов.
Согласно Калхуну, фаза смерти состояла из двух этапов: «первая смерть» и «вторая смерть». Первая характеризовалась потерей цели в жизни за пределами простого существования - нет желания спариваться, поднимать молодых или создавать роль в обществе. Эта первая смерть была представлена отсутствующими жизнями прекрасных, тогда как вторая смерть была отмечена буквальным концом жизни и исчезновением Вселенной 25.
Наборы Солнца на Вселенной 25
Продолжая свои наблюдения за « прекрасными», Калхун позже предположил, что мыши, как люди, процветают в смысле идентичности и цели в мире в целом. Он утверждал, что такие переживания, как напряжение, стресс, беспокойство и необходимость выживания делают необходимым участие в жизни общества.
Когда все потребности учитываются, и конфликт не существует, жизненный акт лишается самых низких физиологических основ пищи и сна. По мнению Калхуна:
• Вот парадокс жизни без работы или конфликта.
• Когда всякое чувство необходимости лишается жизни человека, жизнь перестает иметь цель.
• Человек умирает духом.
Постепенно мыши, которые отказывались спариваться или участвовать в обществе, превзошли численность тех, кто сформировал банды, изнасиловал и разграбил, и накормил их. Последняя известная концепция во Вселенной 25 произошла в День 920, и в этот момент население было ограничено 2200 особей, что значительно меньше 3000 единиц.
Для мышей все еще оставались бесконечные запасы продовольствия, воды и других ресурсов, но это не имело значения. Повреждение в поведении зашло, и не было никакой остановки Вселенной 25 от ее самостоятельной смерти. Вскоре в корпусе не осталось ни одной живой мыши.
Ошибка неудачных попыток и завершение наблюдений
До того, как утопия грызунов полностью взорвалась, Калхун удалил некоторых из «прекрасных», чтобы увидеть, будут ли они жить более продуктивной жизнью, если они будут выпущены в новое общество, свободное от социальных распрей и резни. Размещение этих мышей в новой обстановке с несколькими ранее существовавшими жителями - сценарий, аналогичный сценарию, который приветствовал исходные пары, размещенные во Вселенной 25, - он ожидал, что прекрасные проснутся от своей асоциальной дымки и ответят на призыв природы заполнить бесплодную среду.
Однако у перемещенных мышей не было признаков изменения их ранних моделей поведения. Отказавшись спариваться или даже взаимодействовать между своими новыми сверстниками, затворнические мыши в конце концов умерли от естественных причин, а неотесанное общество сложилось без единого нового рождения.
По мнению Калхауна, подъем и падение Вселенной 25 доказали пять основных моментов в отношении мышей, а также людей:
1. Мышь - простое существо, но оно должно развивать навыки ухаживания, воспитания детей, территориальной обороны и личной роли на внутреннем и коммунальном фронте. Если такие навыки не будут развиваться, индивидуум не будет воспроизводить и не нахо дить производительной роли в обществе.
2. Как и у мышей, все виды будут становиться старше и постепенно вымирать. Нет ничего, что могло бы предполагать, что человеческое общество не подвержено тем же событиям, которые привели к гибели Вселенной 25.
3. Если число квалифицированных лиц превышает количество открытий в обществе, неизбежными будут последствия хаоса и отчуждения.
4. Лица, поднятые в последних условиях, не будут иметь никакого отношения к реальному миру. Физиологическое выполнение будет их единственным жизненным стимулом.
5. Подобно тому, как мыши развивают сложное поведение, забота о других, развитая в постиндустриальных человеческих навыках и понимании, жизненно важна для продолжения человека как вида. Потеря этих атрибутов внутри цивилизации может привести к ее краху.
Работа Калхун после Вселенной 25
В 1972 году Калхун поделился своими наблюдениями о результатах утопии грызунов в эссе под названием «Смерть в квадрате: взрывной рост и снижение численности мышей». Эта работа получила мгновенную известность за ее мрачные взгляды на последствия перенаселенного и чрезмерно утомленного общества.
Учитывая все раздоры, оказавшие влияние на мир за годы, прошедшие непосредственно перед Вьетнамом, беспорядки в гонке, политические убийства, «холодная война», «Культурная революция Китая» - публика боялась, что результаты Калхунда свидетельствуют о нынешнем курсе человечества. Примеры разграбления грызунов и кровавой резни в результате переполненности, казалось, отражали социальные беспорядки человеческого общества 60-х и 70-х годов, что совпало с беспрецедентным разрастанием городов.
Несмотря на мрачные притчи, представленные в наблюдениях Калхэна, он не пытался понять, что человечество направлено по тому же пути к исчезновению. Хотя он определенно видел параллели между падением Вселенной 25 и некоторыми бедствиями общества, он подчеркивал, что люди - как более сложные виды - имели мудрость и изобретательность, чтобы обратить вспять такие тенденции.
В конце концов, у людей есть наука, техника и медицина, и все это дает человечеству способность:
• Точная причинность
• Предотвращать бедствия
• Лечить раны и болезнь
• Исследовать новые среды
Он также отметил, что Вселенная 25 не была естественной средой обитания, поскольку она снабжалась обилием пищи и предметов роскоши и не содержала хищников и болезней.
Надежда для человечества?
Тем не менее, Калхун опасался, что человечество может броситься к подобной гибели, если города станут переполнены, а население выйдет за пределы возможностей рынка труда. Чтобы помочь обществу найти способы предотвратить это от когда-либо происходящего, он провел часть своей более поздней карьеры, исследуя различные формы человеческого развития, которые он распространил на концепцию космической колонизации.
С этой целью он создал академическую команду под названием «Космические кадеты». Его цель состояла в том, чтобы продвинуть идею людей, создающих колонии на других планетах.
Калхун также сосредоточился на градостроительстве, которое, по его мнению, было ключевым, чтобы избежать погружения в мир Вселенной 25. Он считал, что дизайн городов частично отвечает за то, как жители взаимодействуют друг с другом, и шаги следует предпринимать в тандеме с развитием поддерживать положительную связь между людьми.
В рамках своих усилий по продвижению альтернативных концепций городского дизайна он возился с моделью утопии грызунов с более чем 100 другими Вселенными в течение следующих двух десятилетий. Его работа в этой области была высоко оценена среди городских советов по планированию в Соединенных Штатах и за рубежом.
Наследие и вопросы в XXI веке
Прошло более четырех десятилетий с тех пор, как Калхун провел свой эксперимент «Вселенная 25». Тем не менее, вопросы сохраняются в отношении наблюдений, которые он извлек из краха грызунной утопии. Самым насущным является вопрос о человеческом населении, которое в глобальном масштабе может достигнуть 9,6 млрд. К 2050 году, если мы останемся на текущем курсе. Тенденция народонаселения вызывает многочисленные проблемы:
• Будет ли человечество продолжать процветать, если население превысит количество доступных рабочих мест? Как насчет разрушительной технологии, когда новый продукт или инновация выводит все поля устаревшими или задача, которая требовала нескольких рук, теперь может быть завершена нажатием кнопки?
• Если большинство рабочих мест устаревают по технологиям, что будет поддерживать экономику? Будут ли большие слои населения обездоленными, или класс миллиардеров поддержит всех?
• Как люди будут функционировать и взаимодействовать друг с другом в мире, где практически никто не работает? Может ли человек развивать навыки межличностного общения, когда нет необходимости проводить рабочие отношения во внешнем мире?
По крайней мере, мыши и люди кажутся довольно похожими, когда исследование Калхун сравнивается с современной цивилизацией.