Петербургский фарфор является по-настоящему общероссийским достоянием. Почти три века он пользуется широким спросом не только в России, но и широко за ее пределами. Безусловно, и в императорском доме Романовых не просто ценили, но и коллекционировали фарфоровые изделия. Этой коллекции и будет посвящена данная статья.
История петербургского фарфора началась с поездки Петра I за границу. Император был поражен качеством исполнения фарфоровых, а точнее, порцеляновых (так назывался тогда фарфор) сервизов, которые в Европе тогда были на вес золота. Он попытался наладить собственное фарфоровое производство, однако эта затея успеха не имела. И только его дочери, Елизавете Петровне удалось по-настоящему создать фарфоровое производство в России. В 1744 году ею была основана Невская Порцеляновая Мануфактура, которая при Екатерине II превратилась в Императорский Фарфоровый Завод.
Технология производства фарфора из отечественного сырья была разработана русским химиком Д.И. Виноградовым после его заграничной поездки в Германию, где он впервые столкнулся с фарфоровыми изделиями. Секретом их изготовления немцы делиться не спешили, а потому ученому пришлось экспериментально подбирать материалы для производства фарфора на Родине. Эксперименты пролились целых 12 лет, и в результате на свет появился самобытный русский фарфор, полностью придуманный русскими умами без вмешательства иностранцев.
В полную силу завод стал работать при Екатерине II. Она сама была страстной любительницей фарфоровых изделий, а потому ее можно считать основоположником императорской коллекции фарфора. При ее сыне, Павле I, завод стал получать крупные госзаказы. Изделия с Императорского завода украшали дипломатические залы и балы, их дарили иностранным дипломатам. В моду вошли чайные сервизы на две персоны.
Александр II к фарфору был равнодушен, и потому производство фарфора изрядно сократилось. Оно вновь вернулось в привычный ритм лишь при Александре III, супруга которого, бывшая датская принцесса, имела слабость к фарфоровым изделиям. Одна из ваз ее коллекции представлена на фото ниже.
Ну а самого пика своего художественного и технического состояния Императорский Завод достиг при правлении Николая II. На заводе стали изготавливать так называемые "военные тарелки", на которых изображали русских солдат, отличившихся в боях. С приходом большевиков завод был национализирован, и позднее переименован в Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова.
Сегодня же большинство фарфоровых изделий императорской коллекции находится в Эрмитаже, где полюбоваться ими может любой желающий.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать еще больше интересных фактов из мировой истории!