Найти тему
Земля круглая, проверено!

Эротическая нумизматика: секс, вино, рок-н-ролл на римских и древнегреческих монетах

Чтоб уж исчерпать темы античности, эротики и античной эротики, решил написать этот текст. Лайкайте, я, может, еще и про атлетику на античных монетах напишу – но предупрежу сразу: про спорт знаю ощутимо меньше, чем про секс.

В материале о помпейских борделях (читать ТУТ, ТУТ, ТУТ и ТУТ) я упомянул эротические жетоны-тессеры (они же – спинтрии, но это словечко мы тут же забудем, поскольку от него дрожь пробирает, как от «спринцевания» или от скрипа ножом по тарелке). Древнегреческие монеты я собираю, древнеримские мне худо-бедно знакомы, а вот с порно-нумизматикой пересекался лишь по касательной – ну, вот и решил произвести разыскания.

Вы не поверите, но такие сюжеты распространены в древнем мире довольно широко. Причем, греки и римляне никогда не хипповали, а потому прекрасно совмещали занятия любовью и войной. От обоих, судя по всему, получая самое искреннее удовольствие. Войну оставим в стороне, займемся, с позволения сказать, любовью.

Одной из самых ранних монет такого рода следует считать серебряный статер фракийского Фасоса, отчеканенный около 500 года до н.э. Тут сластолюбивый сатир овладевает нимфой, а та кокетливо сопротивляется. На той монете, что я воспроизвожу, оба мотива присутствуют равноправно, может, даже не вполне очевидно. Но не извольте сомневаться, что все так и есть: в каталогах можно найти экземпляры, на которых козлоногий овладевает много более весомо, грубо, зримо, чем здесь; а есть монетные дифференты, где более наглядна кокетливость нимфы. Так что всё тут происходит по обоюдному согласию, хотя сатир, конечно – несомненная мужская шовинистическая свинья (это я подстилаю соломку на случай, если сюда, чур меня, заглянет феминистка или даже феминист). Дорогой читатель, эротика на монетах является популярной темой среди собирателей, а потому стоит такой нумизматический материал недешево – эта монета будет самой, наверное, доступной; ее, по меркам коллекционеров, только что не даром отдают – всего-то долларов за 500. Эта линейка обильно чеканилась лет 60, так что номиналов много, тиражи большие – если есть охота, ее легко добыть на российских, а паче того – на европейских аукционах.

Древние греки и римляне – они люди почти природные: от мира зверушек только-только отчалили, а к миру утонченного и нагруженного многими смыслами эроса, с тысячей ритуалов и миллионом обязательных к соблюдению условностей, еще не пристали. Были, конечно, люди, которые эту тему старательно и небезуспешно «думали» - от Сафо до Овидия с его «Арс аманди». Но античная поп-культура был проста и прямолинейна: зачем ухищрения там, где всё само работает, безо всяких умственных спекуляций – увидел, включился, разрядился, взгрустнул? Вот такие монетки с богом Приапом имели хождение в Греции во втором веке нашей эры: это римская чеканка, так что соединились и сплавились тут два миропонимания. Первое – эллинов, уже не строгих и грубых, а предельно развращенных, вырождающихся; и второе – римлян, которые стали владыками мира, могут себе позволить всё и вообще вертели обитаемую вселенную на этом самом приапическом инструменте. Кстати говоря, монетка мелкая, бронзовая, вполне, может, ими мальчишки в пристенок играли, не видя в этом похабства и паскудства: античная простота нравов, знаете ли. Теперь в «расшибалочку» этим денарием поиграет не всякий, долларов 200 он стоит

-2

-3

А вот еще денарий Септимия Севера для Греции – и регион тот же, и эпоха. Тут уже эросы резвятся вовсю, приличий нимало не соблюдая, разя оплеухами наотмашь и общественную нравственность, и, честно говоря, хороший вкус. Всем известны древнегреческие обычаи, за следование которым еще недавно Параджанов и Тьюринг в тюрьму усаживались – обычаи, которые только сейчас реабилитированы и вновь расцвели. И в наши дни еще малость смущаются и даже участники лав-парадов подобную раскрепощенность не демонстрируют. Тогда же эта сцена вообще в душах никаких струн не задевала, словно запечатленное на денарии было совершенно обыденным – ну, как высморкаться. Причем, монета, опять же, мелкая, то есть, прошла через тысячи и миллионы рук черного люда, включая женщин-детей-публику деревенскую – не-а, никого она не смущала, никто не рдел и не пунцовел; то есть, не дошло до нас известий о возмущении подобным нумизматическим неприличием. Такая монетка редка и стоит около 10 тысяч американских долларов

-4

Алкоголь сопутствовал «прочим излишествам всяким», хотя греки помнили: употребление способствует, а злоупотребление – препятствует эротическим успехам. В классическую эпоху пили они вино разбавленным, а в эллинистическую – то ли исключили из коктейлей воду, то ли глотки вылудили, а брюхи отрастили себе раблезианские. Короче, пьянство стало нормой где-то века с 3-го до н.э. – как раз в эпоху, когда диадохи Александра Филипповича Македонского начали неспешно пускать в распыл то, что им от него досталось. Дело шло небыстро и на впадение в полное ничтожество эллинистическим государствам понадобился где век, где два. Вот и сравните эволюцию нравов в ее монетно-чеканном изводе. Тут раннее – из Македонии, кстати. Сатир, грозный и победительный, ведет охоту на нимф или подглядывает за ними (и, кажется, прекрасно обходится без телесного с ними контакта). Сатир, кстати –зверь, сцуко, опасный и у людей никогда симпатии не вызывал. Если любопытно, такой «тригемиобол» (три половинки обола) стоит долларов 100

-5

Вот пьянствующий Силен – лет на сто позже отчеканен и показано существо, которому от вина сугубый вред: «Глядите, эллины, и не вздумайте повторять!». Тоже сотня в аукционно-базарный день

-6

-7

А вот строгость нравов уже пошла на убыль и монетная пропаганда это «итифаллическое», как вежливо пишут каталоги, изображение распространяет безо всякого назидания - так просто. Видимо, воспроизводят какого-то провинциального кумира – год, эдак, 300-й до н.э.

-8

А вот подборка пьющих и творящих разные безобразия людей и богов: здесь алкоголизм уже вполне санкционирован: вкушают и наслаждаются, пьянство общественно одобряется

-9

-10

-11

-12

-13

И, возвращаясь к главной теме этого опуса, помещаю здесь всю линейку римских тессер. Полноценными деньгами они не являлись, но суррогатными – очень даже. То есть запросто расплатиться ими в лавке было нельзя, но можно было, вероятно, в борделях; принимали, скорее всего, в некоторых храмах. Ну, и в частном обороте («Слышь, друг, денег не захватил, а душа похмелиться просит, а? Вот тебе тессера, она 2 денария стоит, так ты мне на один налей!») циркулировали. Здесь пояснения только испортят впечатление: ну, только скажу, что стоят они от 15 до 25 тысяч долларов за штуку, а отчеканены в 1-2 веках н.э. Короче, дорогой читатель, есть эротоманы более самоотверженные, чем ты: люди, чтобы осязать и шептать этим монеткам «мое сокровище!», последнее из карманов выгребают

-14

-15

-16

-17

-18

-19

Взрослым людям здесь пояснять, наверное, нечего, а несовершеннолетние ко мне, надеюсь, не заглядывают. Что тут, между прочим, бросается в глаза? Полное отсутствие запечатленной страсти. А даже на монетах, маленьких металлических кружочках, греки умели резать премноговысокохудожественно, показывая ярко выраженные и легко читаемые эмоции. Вот, к примеру, Сиракузы при Агафокле:

-20

А в тессерах нет ни чувства, ни изобразительной изысканности. Монета-функция – и только. Это и не порнография даже, поскольку там энергия должны брызгами лететь с картинки. Вот, к примеру:

-21

Эта послевоенная работа (1921 г, вроде) немецкого медальера, который «языком запретным» рассказывает, что его родину англо-саксы распяли и поругали. И что средь англосаксов самые препаскудные – это англонегры. Тут ярость и эротический посыл буквально с ног сшибают. У римлян, однако, уже к эпохе расцвета вся сила повыветрилась: картинки у них только картинки – анемичные, иногда красивые, но всегда холодные. Короче, эротическая сила их к зрелости (как и греков) покинула. Не интересно им это было, с выражением усталости и скуки на лице они сходились, а расходились еще более заскучавшими и усталыми. Это все, что нужно знать о них нам, совершившим лет за 30 сексуальную революцию, которой результатом стали те же усталость и скука. Пардон за назидательность.

А это что-то вроде бонуса для дочитавших. Данный предмет – это снаряд для пращи, приблизительно, Ксенофонтовой эпохи. В общем, известный современный терминологический оборот (про «накрыться»), он кажется сед и благороден почти как «Илиада» и «Одиссея».

-22
Еще раз осмелюсь обеспокоить просьбой: лайкайте, а я, может, еще и про атлетику на античных монетах напишу.