Итак, это заключительная часть повествования о переучивании молодого пилота (меня) российской авиакомпании на Боинг 737 в США в апреле-мае 2005-го года.
Ссылки на предыдущие части:
Часть 1. Предыстория
Часть 2. Феерия и культурный шок
Часть 3. Денвер - Солт-Лейк Сити - Лас-Вегас
Мы приземлились в аэропорту Солт Лейк Сити. Честь вернуть наш маленький Арчи в родные пенаты выпала Левону, а я сидел в своем правом кресле и снимал происходящее (видео опубликовано в предыдущей части).
Сели, зарулили, погладили самолет, служивший верой и правдой в нашей удачно завершенной авантюре. Поехали к Левону домой - отдыхать и набираться сил для дальнейших приключений.
Полетушки, горы и банкет
Переночевав, Левон снова повез меня в аэропорт - продолжать "полетушки". В этот раз мы получили более мощный Piper Warrior, на котором полетели через Соленое озеро на аэродром, расположенный в часе полета от города.
Никаких особых целей мы не ставили - просто полетали по кругам, побаловались пролетом ВПП на высоте 2 метра с разгоном скорости и последующим резким набором высоты с глубокими кренами. В общем, вдоволь поклоунадили.
Левон утверждает, что самолет C123 (на дальнем плане) использовался в фильме "Воздушная тюрьма" с Николасом Кейджем.
В принципе, похож:
Левон выбрал именно этот аэродромчик, так как там обитал его приятель - бывший линейный пилот, а сейчас пенсионер и любитель авиации, владелец нескольких летающих игрушек...
Вот таких вот "игрушек":
МиГ-15
Название этого, к сожалению, не помню.
Однажды, Левон полетал с ним на МиГе и с тех пор восхищается полученными эмоциями.
Много ли у нас в России авиационных пенсионеров, владеющих военными истребителями и летающими на них в свое удовольствие?
Полетав в свое удовольствие, мы отправились обратно. Покрутились над Соленым озером, наслаждаясь видами. На дальнем плане - горы, которыми я так восхищался в предыдущей части рассказа.
Горы на побережье Соленого озера
Виражируем над озером
Визуально зашли на посадку и сели параллельно с большим Боингом, заходившим на соседнюю левую полосу. В России нам бы не такое разрешили.
Наш Воин (Warrior)
После того, как мы вернули ключи от самолета, Левон повез меня в горы - показать разнообразие местной природы. Что я могу сказать? Хотел бы я жить в Солт Лейк Сити!
На льду горного озера
А вечером семья Левона устроила банкет. Мы очень хорошо посидели, вкусив потрясающий армянский шашлык - в тот день я открыл для себя и армянский лаваш. Конечно же, употребляли коньяк. Армянский.
С Левоном на фоне города
Возвращение в Денвер
На следующий день мы попрощались с Левоном в аэропорту - на рейсе авиакомпании Frontier я улетал в Денвер. Произошла забавная ситуация - видимо, обратив внимание на то, как подозрительные парни долго прощаются, безэмоциональный секьюрити сказал мне: "Вы выбраны для дополнительно осмотра. Пожалуйста, пройдите с нами". После чего, меня минут пятнадцать обследовали со всех сторон, два раза переложив мой нехитрый скарб в сумке.
Не найдя к чему придраться, они пожелали мне приятного полета. В этот же момент по громкой связи объявили мою фамилию - авиакомпания искала потерянного пассажира, но я уже, торопясь, подходил к гейту. Улыбнулся девушке, встретившей меня около выхода: "Я так понравился вон тем вашим парням в униформе, что они долго не хотели расставаться", она засмеялась.
И вот я в самолете.
И снова гляжу с интересом - чем же меня удивят иностранные коллеги? Интересности не заставили себя долго ждать.
Вышли проводники, встали по позициям в салоне. Совсем не молоденькие - всем за 40, если не больше. В гражданской авиации таких зовут "аэробабушками". Но очень аккуратные, опрятные. Улыбаются, стоят, ждут.
Капитан произнес приветственную речь, представив себя, второго пилота и... поименно всех бортпроводниц! Услышав свое имя, стюардесса делала реверанс и приветливо махала рукой.
Класс!!!
Долетели очень быстро, это вам не 9 часов по горам на машине. На заходе была очень чувствительная болтанка, о которой пилот предупреждал несколько раз за короткий полет.
Хех, летели-то быстро, но еще минут 20 стояли и ждали, пока освободится наш гейт.
Наконец, я снова в Денвере. Можно выдохнуть... Четыре феерических дня остались позади.
Просто невероятно! И это все со мной?!
Америка
Чем меня еще поразила Америка? Доступностью спорта. Американцы носятся на роликах и велосипедах как ошпаренные. Бегают по дорожкам, едва успеваешь уворачиваться. Кругом невероятно большое количество sport facilities - спортивных сооружений, и среди них я конечно же, быстро нашел то, что меня интересовало - теннисный клуб.
И был восхищен... и одновременно опечален.
Куча первоклассных кортов, с арендной платой... 5 долларов в час. 5 долларов! Мама дорогая! В Москве за такую цену вам разве что постоять в кроссовках у входа разрешат, да и то не везде - теннис в нашей стране является очень недоступным видом спорта!
Еще 5 долларов в час стоила аренда теннисной пушки. Кто далек от теннисной темы - это копейки по меркам России, практически бесплатно.
А это закат из окна моей гостиницы.
Staybridge Suites. Милое место.
Еще до полета в Вегас, купив фотоаппарат марки Olympus (5 мегапикселей - по тем временам это было ого!), я первым делом опробовал его на протекающем недалеко ручье. Качество по сравнению с предыдущей моделью невнятного китайского автора было замечательным!
В первые же дни пребывания в Денвере я был приятно удивлен наличием мест для барбекю на лужайках, не так далеко от гостиницы. И, как я уже писал - невероятной ухоженностью, чистотой.
Неподалеку нашелся русский магазин с продуктами из России и Максимом Галкиным. Там я купил пельмени, сварил... не понравились.
Денвер
"Родные березки"...
Наше обучение приближалось к финалу. Случайно выпавшие пять выходных дней закончились, нам оставалось пройти пару тренажерных сессий.
И все. Далее оставался чек-райд - финальный экзамен.
После культурного шока первой недели, после моего феерического путешествия в Лас-Вегас, после уже почти месяца пребывания в другой Вселенной... мы с Александром Михайловичем вдруг, совсем неожиданно... признались друг другу в том, что пребывание в Штатах начинает несколько надоедать. Да, здесь все здорово и замечательно, и нормальному человеку жить надо именно здесь... Но...
Но вот тянет нас обратно, и с каждым днем все сильнее. Наверное, это была воспетая в прозе "любовь к березкам"? Не знаю, не знаю... Но я ощутил, честно.
Успешно пройдя заключительные две сессии (и получив щелчок по лбу от инструктора за самодовольство и излишнюю самоуверенность), мы подошли к чек-райду. Однако, его пару раз переносили по каким-то причинам.
Переносы нагнетали обстановку. К "березкам" тянуло все сильнее. Уже даже не хотелось выходить на улицу.
Наконец, настал день Икс. Мы волновались - были прецеденты, когда наши коллеги не проходили чек-райд и им назначали дополнительные сессии и повторную проверку. В родной авиакомпании дюже негодовали по каждому такому случаю - ведь дополнительные сессии означали дополнительные расходы.
Мы ощущали непреодолимую тягу к "дому" и задерживаться крайне не хотелось.
Но у нас получилось пройти чек райд с первого же раза. Не то, чтобы мы были идеальными, но результат устроил проверяющего - кстати, того же инструктора, кто сделал мне замечание, ставшее единственным за переучивание.
Эпопея подходила к завершению.
Домой
Обучение закончено. Сертификаты на руках. Александр Михайлович организовал мини-банкет по этому поводу - мы опробовали микроволновку в качестве гриля для купленной курицы, и надо сказать, обмыть и объесть сертификаты у нас получилось.
Уже неплохо посидев, вдвоем ополовинив бутылку уже не помню чего, Михалыч вдруг разоткровенничался. Честно говоря, я не думал, что он когда-нибудь сможет в подобном признаться, но его слова были очень приятными:
- Денис, я хочу сказать тебе большое спасибо. Ты очень сильно помогал мне, и как минимум 80% моего переучивания - это твоя заслуга.
Это было настолько неожиданным с его стороны, что я не нашелся, что сказать. Наши отношения еще со времени совместных полетов на Ту-154 нельзя было назвать излишне доверительными, я бы даже охарактеризовал их несколько натянутыми, поэтому его слова меня весьма сильно смутили. Но я выкрутился:
- Хорошо, Александр Михалыч. Раз так, давай договоримся - 80% от твоей зарплаты будут моими. Да шучу я, шучу! И тебе большое спасибо!
* * *
Обратно мы добирались той же дорогой - через Вашингтон и Франкфурт. При вылете из Денвера отправляющая сторона подсуетилась, и мы попали в бизнес-класс. Летели на Вoeing 777 United Airlines. Что я могу сказать об их бизнес-классе? Было удобнее, чем в экономе. Более того, в отличие от полета Вашингтон - Денвер нас даже покормили. Бутербродами.
А вот в Вашингтоне повыситься в классе на рейс во Франкфурт у нас не получилось. Сотрудники на гейте мотивировали это тем, что я был одет в джинсы. Поэтому, мол, не положено.
Мягко сказать, я был удивлен -на фоне тех пассажиров в шортах, которые шли на посадку в бизнес-коридоре мои джинсы смотрелись как выглаженные черные брюки английского сэра в Палате Лордов. Однако, мне было сказано, что эти ребята билет ку-у-упили. Поэтому могут и в шортах. А тем, кто заявился в экономических джинсах - апгрейд не положен.
Америка напоследок оказалась такой Америкой. Честно говоря, до сих пор не могу понять логику. Было бы это в чопорном Лондоне на рейсе British Airways - зная характер англичан, я бы понял и не возникал. Но после месяца, проведенного в США, после инструкторов, приходивших на занятия в драных джинсах, эта ситуация мне показалась несколько странной.
В общем, полетели мы в Германию даже не в Economy+, как в апрельском полете из Франкфурта, а теснейшем базовом Economy. Правильно было бы поставить после него "минус". Этот опыт стал огромной поварешкой дегтя в бочке меда - 8 часов в скрюченной позе в кресле с плохо откидывающейся (как во всех иномарках) спинкой, с минимальным расстоянием от переднего соседа - при моем не самом высоком росте 174 см, стоило мне принять чуть более лежачую позу, я упирался коленями. Сидя сразу за двигателями - в самом шумном месте самолета... Это я вам скажу, совсем некомфортное перемещение по воздуху через Атлантический Океан.
В голову так и лезли аналогии с пассажирами третьего класса на Титанике.
Кормили снова плохо. Вообще без вариантов - нам предложили какие-то пластмассово-макаронные изделия, я так и не понял, что это было за блюдо. Тем не менее, окружающие нас собратья-неудачники не жаловались. Пришлось доедать - 8 часов без еды, плюс время на пересадку...
Наконец, прокляв клятых империалистов, мы прилетели во Франкфурт, помучались пару часов, но дождались прибытия нашего самолета. Бизнес-класс доброго знакомого - "сибирского" Ту-154 с его удобнейшими креслами, низким уровнем шума на фоне только что побежденного Economy от United показался премиальным комфортом! А когда наши девушки принесли меню из обычных трех блюд на выбор - мы с Михалычем растаяли и были готовы лезть обниматься.
За сутки до моего двадцатишестилетия я добрался-таки до приютившей нас с супругой однушке на Воронежской улице. И продрых больше 24-х часов, после чего заявился на работу - отнес документы. Странно, но в этот раз джет лаг меня не мучал - я вполне нормально заснул в следующий же вечер и проснулся как обычно.
* * *
Через несколько дней к нам прибыли первые два Боинга 737-500. 24 июня 2005 я отлетал аэродромную тренировку вместе с Александром Михайловичем и двумя другими экипажами. Катал нас Игорь, инструктор из Международных Авиалиний Украины - эти ребята и занимались вводом в строй самых первых экипажей, потом их сменили белорусы - меня "катали" они, в августе. Как раз до августа хватило сэкономленных на "яблочной диете" командировочных долларов.
Перед аэродромной тренировкой.
Аэродромка прошла интересно. Во-первых, она производилась ночью. Во-вторых... понятное дело, нам не терпелось поглядеть на живой самолет, в целях освоения которого нас мотивировали дамокловым мечом в размере штрафа в 25000 долларов в случае провала.
Ночные полеты по кругам, имитация отказа двигателя, заход с уходом, посадка с закрылками 15 на "одном" двигателе. Самолет оказался замечательно послушным в управлении, таким живым... Я понял, что начинаю влюбляться в этот самолетик и уже совсем не комплексую ни из-за его размеров (500-ка значительно меньше Ту-154), ни из-за его смешного образа пузатого бочонка с короткими крылышками - так с иного ракурса смотрится эта версия (500-ка - самая короткая модификация "классического" поколения Боинг 737) "маленького" Боинга.
PS
...Эпопея на самом деле только-только начиналась. И продолжается по сей день - я до сих пор летаю на Боинге 737, правда, других поколений - Next Generation и MAX. Это совершенно другие самолеты - они больше, тяжелее, с другими крыльям, двигателями и системами... Но такие же живые, послушные воле пилота.
И это уже совсем другие небесные истории.
Спасибо за внимание!
Было интересно? На этом канале есть и другие "Небесные истории" - подписывайтесь, добро пожаловать!