Ура! Мы едем в вожделенную Европу! За окном поезда одна картинка сменяла другую. Мимо пролетали станции и полу-станочки, реки и озера, леса и березовые рощи. Для нас, южан, береза, символ средней полосы России, была такой же экзотикой, как для северян – пальма.
Самая длительная остановка была в Бресте. В депо вагоны состава ставили на колеса для более узкой колеи, какими пользовалась вся Европа, согласно принятым там стандартам. Поэтому времени у нас было много. Нашей группе и всем желающим была предложена экскурсия в Брестскую крепость, которая первой приняла боем нашествие фашистов летом 1941 года. Пограничники стояли насмерть, чтобы не пропустить захватчиков на территорию Советской страны. Увы, силы были неравные, и враг прошел, но не сломил дух пограничников: Погибнуть, но не сдаться.
Потом была Польша. На таможне с польской стороны зашли пограничники. Молодые, высокие, статные, в форме. «Dzien dobry» - приветствовали они нас. Внимательно осмотрели наше купе. Спросили, нет ли контрабанды. Для нас все было внове. Конечно, мы больше смущались, нежели волновались. Они отдали честь и покинули наш вагон.
Сама Польша - живописная республика. Сразу мы увидели разницу с нашей страной. Поля были «нарезаны» на небольшие лоскуты и отличались друг от друга цветом, в зависимости от того, что росло. Дома были, как из сказки, с высокими красными черепичными крышами. Архитектура поражала излишней помпезностью. И нам она пришлась по душе.
Германия тоже отличалась аккуратными ландшафтами, старо-европейскими зданиями, чистотой и уютом. И, тоже, лоскутными одеялами обработанных полей. Дома в старинных городах жались друг к другу. И каждый был выкрашен в свой оттенок. Получался веселый хоровод, как в сказочной стране. Стены фасадов у многих зданий были наглухо оплетены плющом, только проемы окон поблескивали чистыми стеклами.
Берлин, как и многие столичные города, встретил нас шумом и гамом, разноликой и разномастной толпой отъезжающих и вновь прибывших пассажиров. Нашу группу встретил преподаватель университета, представитель от немецкой стороны, г-н Христакудис. Очень милый человек, грек по происхождению, сносно знающий русский язык и наши традиции.
В город мы с вокзала не вышли. Пересели на поезд Дрезденского направления. А уже с Дрездена должны были поехать на электричке во Фрайберг. Это старинный уютный городок студентов. Именно он и значился пунктом нашего прибытия.
Что нас всех потрясло на вокзале, пока ожидали свою электричку. Найдя небольшой пятачок, мы наблюдали за жизнью коренных немцев. Все для нас было интересно. Внутри крытого вокзала, думаю, конца 19-начала 20 века, представлявшего собой большой ангар из металлоконструкций, поезда с шумом врывались на перрон. Там же располагались все службы: кассы, справочная, полиция, администрация ... И небольшое открытое кафе. Сегодня такие называют – бистро. Две девушки-немки, явно, близкие подруги, выпив лимонад и откушав пирожные, положили, каждая, возле себя на столик, плату за заказ. Встали и пошли. Сказать, что это нас поразило – ничего не сказать. Мы были в недоумении. У нас, в Закавказье, такого не могло случиться. Каждая бы считала за честь расплатиться за обеих, а не только за себя. Это наш неприемлемый менталитет – угостить, подарить, заплатить за другого ...
Так, под впечатлением «подсмотренной» сценки, уже по-темному, мы доехали до Фрайберга. Стоянка оказалась настолько короткой, что пришлось на ходу выпрыгивать из вагона, да еще с багажом. От станции до города надо пройти какое-то расстояние. Мы, всего тринадцать человек, растянувшись метров на сто, шли по ночному городку. Погода была изумительная. Окна домов открыты настежь. Светила полная луна. А мы громко делились впечатлениями. Было настолько хорошо на душе, что ни о какой усталости не помышляли.
Разместили нас в студенческом общежитии Университета. Многие студенты разъехались на летние каникулы по домам. Осталась лишь незначительная часть. (продолжение следует)
Поездка в Германию Часть 1. Как состоялась случайная встреча в Москве