Когда умер Александр Македонский, а случилось это в июне 323 года до нашей эры, ребром встал вопрос, где хоронить то ли царя, то ли бога (на этот счет мнения расходились). Некоторые из приближенных настаивали на том, что лучшее место для захоронения - это Вавилон, столица новой огромной империи, тот город, где Александр и скончался. Им возражала так называемая партия родственников царя, которую поддержал новоиспеченный регент государства Пердикка. Она выступала за то, чтобы Александр упокоился на родине, то есть в Македонии. Но был еще Птолемей, сын Лага. Этот хитроумный диадох (т.е. преемник) сразу после смерти лидера нации отхватил себе под управление лакомый кусок - богатый и плодородный Египет - и заявил, что великий царь (или бог) должен быть похоронен именно в Египте. Почему? Потому что там он основал свой самый великий город - Александрию. И еще потому, что именно в Египте жрецы солнцеликого Амона узрели в Александре божественную сущность.
После ожесточенных споров к радости ветеранов македонской армии и многочисленной родни победил второй вариант. Тело Александра погрузили в раствор из специй (по другим данным, опустили в емкость, наполненную медом), и некто Арридей по распоряжению Пердикки принялся сооружать гробницу. Она должна была получиться великолепной, величественной, подобающей не царю, но богу, и, судя по рассказу Диодора Сицилийского, она такой и получилась. Древний историк не пожалел красок в описании гробницы и вообще похоронной процессии, посвятив этому целую главу. Если же говорить кратко, то у Арридея получился весьма габаритный, сверкающий золотом храм с ионическими колоннами. Внутрь его поместили украшенный барельефами гроб с телом Александра. Храм-гробницу поставили на колеса и запрягли шестьдесят четыре мула, каждый из которых был украшен позолоченной короной и золотым колокольчиком, привязанным к уху.
Под звуки труб и звон золотых колокольчиков траурная процессия тронулась в путь из Вавилона в Европу. В каждом городе, где проходила гробница, окруженная свирепыми македонскими аргираспидами и черноглазыми, похожими на хипстеров персидскими телохранителями, ее встречало чуть ли не все население. И сопровождало от одних городских ворот до других, а то и дальше. И когда эта золотая гробница на колесах достигла Сирии, случилось то, чего, похоже, никто не ожидал. Процессию встретил лично Птолемей Лагид, наместник Египта и будущий царь этой страны, и приказал развернуться на юг. Возразить ему, вероятно, никто не смог, и через несколько месяцев тело Александра оказалось в Египте. Царя захоронили первоначально в Мемфисе, но затем перевезли в Александрию. Там великий завоеватель обрел покой в мавзолее, где позже нашли свой последний приют все цари из династии Птолемеев. Регент Пердикка, конечно, не мог простить Птолемею такой наглости, такого, мягко говоря, воровства, и вскоре между ними началась война, которая печально закончилась для Пердикки. При форсировании Нила часть его армии съели крокодилы, а другая часть перешла на сторону Птолемея. Самого же Пердикку закололи мечами в собственном шатре.
Что случилось позже с чудесным храмом на колесах, в котором перевозили тело Александра, история умалчивает. Как непонятно до конца и то, где все-таки покоятся останки македонского царя. В 2014 году греческий историк и археолог Сарадос Каргакос обнаружил в Македонии, на раскопках древнего Амфиполиса, гробницу и высказал предположение, что она принадлежит Александру. Впрочем, внятных доказательств Каргакос не предъявил. Да и нет уже давно никаких доказательств.