Ниже я хочу привести отрывок из рассказа Рудольфа Седова о путешествиях по побережью Охотского моря.Поехали)
Село Балаганное - мыс Онацевича - залив Шельтинга - залив Ушки - река Кава - река Тауй - село Балаганное. Протяженность маршрута 574 км, в том числе 320 км морем и 233 км по реке.
Территория нашей области омывается водами четырех морей. Береговая линия только Охотского побережья составляет несколько тысяч километров. Но низкая температура воды (не выше 13°) и воздуха, нередкие штормы, частые туманы затрудняют морские походы.
Однако путешествие по морю в погожие дни привлекательно. Вид бесконечно синего простора, изумрудной зелени речных, долин, голубоватых гранитных отвесов и фантастических окаменевших изваяний у берегов оставляет неизгладимое впечатление.
Вдоль побережья Охотского моря в названиях мысов, островов, полуостровов, заливов запечатлена память о наших замечательных соотечественниках, выдающихся моряках, которые отдали долгие годы, а нередко и жизнь изучению наших северных земель: мысы Онацевича, Шелихова, залив Шельтинга, остров Спафарьева, полуостров Хмитевского и другие.
Район похода - побережье к западу от села Балаганное. На этом участке нет населенных пунктов, транспортных линий. Побережье скалистое. Повторяемость штормовых волнений (5- 7 баллов) летом не превышает 10 процентов. Лучшее время похода - август - первая половина сентября.
Балаганное расположено на берегу реки Тауй, в 2 км от устья. Река делится на протоки, наиболее глубокая из них западная. В устье имеется бар. Следует остерегаться волн, образуемых от встречи двух потоков (сулои).
Западная часть Амахтонского залива мелководна, но здесь образуются крупные волны, и потому мыс Амахтонский обходят мористее. Пролив между островом Шеликан и побережьем в малую воду осыхает.
Гористый полуостров Онацевича соединяется с материковым берегом болотистой низиной. Мыс Онацевича крутой и скалистый, возле него возвышается несколько кекуров. Здесь часто бывает мертвая зыбь.
Михаил Люцианович Онацевич - гидрограф, исследователь морей Дальнего Востока. В 1874 -1876 годах на клипере "Всадник" и шхуне "Восток" он произвел картографирование и описание залива Петра Великого, северных и северо-западных берегов Охотского моря, в частности Тауйской губы, побережья Чукотского полуострова. Онацевич сделал также астрономические определения на мысе Дежнева, в заливе Креста, бухтах Лаврентия и Провидения. По мнению адмирала Макарова, статья М. Л. Онацевича "Краткие заметки о течениях северо-западной части Тихого океана и берегах морей Охотского, Южно-Японского и Берингова" принесла большую пользу науке и мореплаванию.
Впереди широко размахнулся среди невысоких сопок Мотыклейский залив. От мыса Мотыклейского (с двумя кекурами) можно при спокойной воде пересечь залив (9 км). У скалистых морских берегов много птиц: топорки, ипатки, чайки, бакланы, кайры. Гнездятся они смешанными колониями.
Побережье полуострова Хмитевского изрезано бухтами, далеко в море выступают живописные мысы, нависают скалистые обрывы.
Василий Андреевич Хмитевский, участник экспедиции Беринга, на боте "Большерецк" произвел первую опись северных берегов Охотского моря. В 1743 -1744 годах он составил первую карту побережья от Ини до Тауя и далее до Камчатки, которой пользовались русские моряки до конца XVIII века. В. А. Хмитевский был Главным командиром Камчатки.
Северо-восточный выступ полуострова - мыс Станюковича - высокий, скалистый, за ним тянется обрывистый берег. Встретятся вам две бухточки, разделенные каменистой грядой. В южной, называемой Медвежьей (14 км от мыса Станюковича), на берегу строения старого поселка. Напротив, в 8 км, остров Талан - ровная возвышенность с крутыми склонами, сбегающими к морю.
Мыс Шестакова (100 км от села Балаганное) скалистый. На нем возвышается останец.
Афанасий Федорович Шестаков, якутский казачий голова, в 1726 году в Петербурге предложил проект экспедиции для исследования северо-восточных просторов России. План был одобрен в сенате, и Шестакова назначили Главным начальником Северо-Восточного края. В Охотске он построил два судна. "Восточный Гавриил", на котором Шестаков совершал переход в Пенжинскую губу, у Тауйска потерпел крушение. Зимой 1730 года, направляясь пешком на Чукотку, Шестаков погиб у реки Парень в стычке с коряками.
Девять километров отделяют мыс Шестакова от острова Спафарьева, который возвышается над морем громадой, состоящей из двух горных массивов, соединенных узкой перемычкой. На острове работает рыбозавод.
Леонтий Васильевич Спафарьев - основатель маячного дела в России. Раньше маяком служила площадка для сжигания дров или угля, и содержали их частные лица. Назначенный смотрителем балтийских маяков Спафарьев построил новые, оснастив их закрытыми масляными горелками с кулибинскими рефлекторами и проблесковыми огнями. Благодаря трудам Спафарьева Россия на многие годы опередила другие страны по обеспечению безопасности мореплавания. Л. В. Спафарьев составил также отличное пособие для моряков "Атлас Балтийского моря".
Пролив, отделяющий остров, носит имя Лихачева. Море здесь всегда неспокойно из-за сильных приливо-отливных течений.
Иван Федорович Лихачев, русский офицер, командуя корветом "Оливица", в 1851 -1852 годах совершил ряд плаваний между Камчаткой и Русской Америкой. Он принимал участие в обороне Севастополя во время Крымской войны.
Берега бухты Шестакова скалисты. Мыс Гаванца окаймлен подводными и надводными камнями, коварен ветрами. Сильный встречный ветер останавливает лодки, и тогда уютная бухта Узкая (7 км) является спасением. Иногда приходится высаживаться на берег и пережидать. Волнение стихает медленно, случается сидеть и два и три дня.
От мыса Гаванца до мыса Дальний тянется скалистый берег. Северный берег мыса Дальний (45 км от мыса Шестакова) пологий, южный - обрывистый. К северу от мыса - каменистая осушка, образующая с берегом естественный ковш, укрытый от ветров.
Далее открывается взору обширный залив Шельтинга.
Алексей Елизарович Шельтинг, участник Второй Камчатской экспедиции Беринга, в 1738-1739 годах, командуя бригом "Гавриил", осмотрел все Курильские острова. Вел опись побережья северо-западной части Охотского моря. В 1860 году участвовал в военных действиях против Пруссии. Выходец из Голландии, контр-адмирал А. Е. Шельтинг всегда служил России.
На склонах приморских сопок появляется лес. Вдоль берега тянется каменистый или галечниковый пляж. В залив впадают две речки. В западной части бухты маленький поселок Шельтинга.
За бухтой далеко в море выступает полуостров Онара. Крайняя точка его - мыс Москвитина с двумя останцами (72 км от мыса Дальний).
Ивану Юрьевичу Москвитину принадлежит честь открытия Охотского моря. В 1639 году с отрядом казаков он отправился на поиски "Теплого моря". Поднявшись по Мае, перевалив Джугджур, казаки спустились по Улье. Два года обследовал отряд побережье Охотского моря от Шантарских островов до Тауйской губы.
На северном берегу бухты Лужина причудливые каменные арки. Бухта защищена от северных ветров: здесь к побережью подходят горы, склоны которых обрываются в море.
Федор Федорович Лужин, геодезист, был направлен вместе с Иваном Михайловичем Евреиновьм в 1718 году Петром I для обследования Курильских островов. Несмотря на лишения и трудности, геодезисты впервые достигли центральных Курильских островов и нанесли их на карту. Ф. Ф. Лужин участвовал в Первой Камчатской экспедиции Беринга.
В горах, расположенных вдоль побережья от залива Шельтинга до залива Ушки, лиственничники с примесью березы не поднимаются выше 450 м. Над ними двухсотметровым поясом растут кедрово-ольховые стланики.
Западным входным мысом бухты Лужина является мыс Измайлова (27 км от мыса Москвитина). Он образован скалистым крутым склоном.
Герасим Алексеевич Измайлов - бывалый русский мореход, участвовал в освоении Алеутских островов и Аляски, долгое время жил на острове Уналашка. В 1783 году он привел один из трех шелиховских галиотов из Охотска на остров Кадьяк, где было основано русское поселение.
Дальше идет интересный участок побережья. Береговые скалы имеют различную окраску - желтую, сиреневую, черную. Сложены они вулканическими породами.
На берегу нередко можно увидеть медведя. А вот снежного барана на скалистых обрывах заметить нелегко. В море плавает много уток. Из воды то и дело высовываются нерпичьи головки.
За мысом Сюркум проходит граница между Магаданской областью и Хабаровским краем. К югу от мыса в море вдается приметная скала, напоминающая силуэт катера, к западу выступают два скалистых обрывистых мыса с остроконечными вершинами. В двух километрах к северо-востоку от мыса Сюркум вы можете полюбоваться красивым тридцатиметровым водопадом.
Мыс Ржавый (66 км от мыса Измайлова) - входной мыс залива Ушки. Берега залива на всем протяжении высокие и скалистые, кроме устьев впадающих ручьев.
На западе в море вдается полуостров Лисянского. Юрий Федорович Лисянский, путешественник, участник кругосветного плавания на шлюпе "Нева" вместе с И. Ф. Крузенштерном, описанного им в интересном "Путешествии вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг. ". Эту книгу Лисянский сам перевел на английский язык.
В 10 км к северо-востоку от мыса Ржавый находится безымянный мыс темно-серого цвета. За ним идет берег с широкой галечниковой отмелью. Здесь заканчивается морская часть путешествия. Далее следует подняться на север по кустарниковому склону па невысокую гряду. Сверху будет видна долина большой реки. Обширная болотистая равнина на востоке светится бесчисленными озерами.
От моря бассейн Кавы отделяет гряда, вытянувшаяся вдоль побережья - горы Чуткавар.
От залива 6 км до озера с извилистыми берегами. Подходы к нему болотистые, вокруг редкие островки низких и тонких лиственниц. На сухих буграх - стланик, в низинках - полярная березка.
Из озера вытекает узкой протокой правый приток Кавы. Вход в протоку плохо заметен, он находится в северо-восточном заливе, который сам больше похож на отдельное озеро. По протоке 5 км до Кавы (230). Здесь Кава еще не большая река, низкие берега ее заросли карликовой березкой, ивняком. У воды тянется полоса травы с частыми лежками лосей. Лиственничное редколесье нередко сгущается, попадаются рощицы каменной, березы.
Берега реки часто завалены упавшими деревьями Поблизости встречаются маленькие озера с зарослями высокой травы по берегам. В долине бывают густые туманы.
Река течет по болотистой Кава-Тауйской равнине, до отказа, заполненной озерами, речушками. Незаметно впадают в нее правые притоки Икримун и Кавинка (154). Здесь проходит западная граница Кавинского заказника: в его территорию входит долина Кавы и прилегающая к реке тундра. На озерах и болотах много водоплавающей птицы: гуси, утки, лебеди отдыхают перед дальними перелетами.
В начале сентября в этих местах еще можно застать деревья в зеленом убранстве и землю в ковре трав. Но за одну ночь все это может неожиданно исчезнуть и надежно спрятаться под пушистый и, кажется, чуть прозрачный первый снежок.
После впадения реки Чукча (134) Кава постепенно наполняется, ширина ее достигает 100 м. В долине ее живут лисица, норка, на которых организован промысел.
Ниже устья реки Эльгенджи (111) на Каве большой остров, где вы можете увидеть дом егеря (92), палатки сенокосчиков. После болотистой равнины пейзаж оживляется: появляется густой лес из тополя, чозении, лиственницы.
При слиянии Кавы и Чоломджи, образующих реку Тауй, стоит дом охотника (66). Правый берег Тауя здесь высокий, левый - низменный, лесистый. Река делится на несколько проток. Встречаются вырубки, брошенные постройки. По левому берегу идет дорога.
В селе Талон (36) - отделение совхоза "Рассвет", на полях которого выращивают картофель.
В определенных местах на реке разрешен любительский; лицензионный лов кеты, горбуши, кижуча, нерки. Маршрут закапчивается в селе Балаганное.
Вот такое потрясающее описание похода мне встретилось в описании маршрутов Рудольфа Седова.
Дополню его своими фото.