Найти в Дзене
Музыка и Жизнь

Led Zeppelin. Виселица

Композиция Gallows Pole в творчестве Лед Зеппелин стоит особняком. Группа крайне редко исполняла чужие сочинения с самого начала существования. За десять альбомов наберётся не больше пяти позаимствованных композиций. Все они серьёзно переработаны коллективом и вошли в их золотой фонд.

Вообще третий альбом группы Led Zeppelin III был плохо принят критикой. Теперь-то понятно. что это один из лучших альбомов группы, но тогда он находился в тени предыдущего альбома, родившего новый стиль и произведшего фурор. Хотя на мой взгляд, он не очень ровный. Это к размышлению о касте "музыкальных критиков" - им. наверное, надо, чтобы прорывы совершались каждый день, чтоб было о чём писать.

-2

На этом альбоме короткие запоминающиеся номера чередовались с длинными. Нашлось место и акустике в "Friends" и "Tangerin", нашлось место обалденному блюзу "Since I've Been Lovin' You" с гитарным соло Пейджа, от которого шевелятся волосы, нашлось место программной "Песне Эмигрантов".

Вторая сторона альбома начинается с народной песни "Виселица", исполненной поступательно от акустики с народными инструментами к тяжёлому забою

(самое старое видео, к сожалению, 1994 года, песне уже 25 лет, но вокал Планта мало изменился, хотя в оригинале песня звучит круче - сильно не хватает Джона Бонэма за ударной установкой)

Структура песни характерна для народных и тюремных песен - повторяющийся рефрен без куплета и припева. Текст и сюжет тоже глубоко народные - простые и всем понятные. Как обычно, тюремные песни такого рода могут иметь бесконечное количество куплетов. По тексту герой перед казнью от первого лица обещает палачу за помилование то серебра, то золота, то свою сестру. Палач отвечает, что забрал всё, большое спасибо, а теперь - милости просим в петлю - это, мол, последнее, чего ему не хватает.

Саму песню Лед Зеппелин взяли из неистощимого наследия Хадди Ледбелли (о нём я писал в статье "Крёстный Отец" по ссылке), американского уголовника и собирателя народного и тюремного творчества. Хоть Ледбелли и американец, но песня совершенно очевидно перекочевала в Америку из Англии, что понятно по тексту, и уходит корнями в глубину веков.

У Ледбелли, к слову, Виселица звучит куда более рок-н-ролльнее, чем у Лед Зеппелин, они её сильно переработали, в оригинале она почти рядовая. Цеппелинам удалось совершить невероятное - встроить засчёт аранжировки композицию в исключительно хард-роковый альбом, оставив при этом народность на первоначальном уровне многовековой давности.