Найти тему
Звезды Турции

5 сильных женщин турецкой истории

Оглавление

e-history.kz
e-history.kz

Мы собрали лидеров женщин и их жизни, которые оставили след в истории Турции.

Томрис-хатун (6 век до н.э.)

Саки называются по-разному: саки, массагеты и скифы. Некоторые также смотрят на них как на иранцев или как на некий народ, подчиняющийся гуннам. Археологические раскопки и культурные реликвии последних лет свидетельствуют о том, что саки являются турками и составляют западную ветвь гуннов.

В 530 г. до н. э. существовала династия Ахеменидов в Персидском царстве. Во главе нее был Кир Великий. Томрис возглавляла саков. Томрис была терпелива, изобретательна в военном искусстве, миролюбива и заботилась об обороне. Персы, видевшие в этом слабость, напали на них. Сначала саки избежали персидских атак, а позже, несмотря на то, что персидская армия была запугана тактикой, южные территории страны вошли в персидское правление.

Кир Великий планирует уничтожить саков, предложив Томрис хатун замужество. Томрис отклонила предложение. Великий Кир, считавший отказ отговоркой, перешел в наступление. Были даже собаки, обученные воевать в персидской армии. К рассвету Кир использовал хитрость и установил палатку между армиями саков и персов и оставил женщину и нескольких мужчин внутри. Они должны были повеселиться. Сын Томрис хатун и его войска напали на эту палатку и убили его людей. Через некоторое время Кир также наgал на палатку и уничтожил сына Томрис Хатун и руководимый им отряд. Томрис поклялась убить Кира: "Кровожадный Кир... Когда сын мой пил вино, ты коварно убил его. Но я клянусь солнцу, что буду поить тебя кровью.”

На следующий день в войне Сакская армия под командованием Томрис хатун столкнулась с персидской армией под командованием Кира. Король Персии Кир был схвачен мертвым. Она действительно засунула голову Кира в мешок с кровью. "Ты не был доволен тем, что пил кровь в своей жизни, теперь я кормлю тебя кровью!” - таким образом она отомстила за своего сына.

Разие Султан (умерла в 1240)

Разийе Султан правила турецким Султанатом в Дели (Индия) между 1236 и 1240 годами, согласно трудам Ата Малика Джувейни, одного из авторов 13 века, в своем творении под названием Тарих Джихан (История мира). Ее отец, Султан Шемсеттин Иль-Тутмуш назначил ее наследницей, несмотря на возражения всех его советников. Ее отец говорил о ней: "Мои сыновья убивают свое время радостями молодости, и никто из них не имеет возможности управлять государством. После моей смерти вы поймете, что этот талант только у моей дочери. На самом деле, Разие превосходит братьев во всех отношениях. Хотя формально она женщина, но интеллектом и благоразумием не отличается от мужчины.”

После смерти Иль-Тутмуша придворные не захотели, чтобы государство было под властью женщины и одного из сыновей Иль-Тутмуша, Рюкнеддин Фируза посадили на трон. Как сказал его отец, Рюкнеддин Фируз Шах был погружен в развлечения, не обладая характером для управления государством. В одну из пятниц в Старом Дворце Разие появилась на балконе и обратившись к народу сказала: “Султан убил моего младшего брата и теперь он хочет убить меня.” В единстве с армией и народом Разие свергла Рюкнеддина и села на трон.

В период руководства в Дели Разие достигла исключительных успехов. получил большое руководство. Будучи очень умной и перспективной, она отменила вуаль и покрывало, прежде всего для того, чтобы обеспечить женщинам свободу, и стала примером этого. Однако в самый блестящий период своего правления он предпочитала носить не женскую одежду, а мужскую. Такое отношение, наряду с участием в совещаниях и среди народа с открытым лицом, привело к критике. Ибн Баттута сказал о Разие: “Умея стрелять из лука и имея свит, она ездила на лошади, как мужчина, и не закрывала лицо”. Джузджани, однако, не упоминает, что она ездила верхом на лошади, хотя говорит, что она ездила на слоне.

Султанша Разие также писала стихи, плюс к ее военному и политическому гению. В собрании турецких стихов есть такие:

"Заходи милый, не вступай на путь любви больше никогда.
Иначе случится с тобой на этом пути то, что с Ферхадом”

Как-то Разие выехала за предели Дели, произошло несколько попыток захвата власти, но никому не удалось добиться успеха, однако соратники предали ее, она осталась одна. Разийе, одинокая, измученная, голодная и мучимая жаждой, была убита и похоронена в поле фермером-индусом. Когда он спала под влиянием усталости после еды, которую она попросила у фермера, он заметил дорогую одежду султанши и убил ее ради наживы. Позже когда об этом стало известно, ее тело было похоронено заново с религиозными церемониями. Ибн Баттута писал,что эта гробница на берегу реки Джемне, оборудованная кабой, стала местом посещения.

Теркен-хатун

Жена сельджукского правителя Меликшаха (1072 – 1092). Она была настолько амбициозна, что свела в могилу своего мужа с визирем Низам-уль-Мюльком, чтобы посадить своего ребенка на трон, потому что Низам поддерживал другого наследника Беркярука. Когда Меликшах отправился в Багдад, Низам последовал за ним. Во время путешествия Низам был убит. В то время как султан Меликшах был в Багдаде, у него возник спор с Халифом Муктеди о том, кто будет наследником, и он был отравлен 19 ноября 1092 года. В этих двух смертях подозревают Теркен с целью посадить на трон своего 4-летнего сына Махмуда.

Через шесть дней после смерти мужа Теркен хатун объявила своего сына Махмуда султаном и раздала деньги солдатам. А пока сторонники Низама похитили Беркярука в город Рей и объявили султаном. Она отдала приказ некоему Кюр-Боа захватить Беркярука. Разразилась жестокая война между двумя сторонами. Беркярук стал победителем в этой войне.

На этот раз она призвала губернатора Азербайджана Исмаила Б. Якути восстать против Беркярука. В битве при городе Кередж тот снова стал победителем в войне. Не отказавшись от своих властных амбиций, она захотела попробовать последний шанс с сирийским правителем Мелики Тутушем. Когда Меликшах умер, Тутуш заявил о своем Султанате. Вместе с ним Теркен затевала поход против Беркярука, но ее надежды не успели оправдаться. Она заболела и умерла в Исфахане в 1094 году.

В то время как турецкое слово tengriken, превратившееся в "теркен" использовалось в качестве мужского титула, оно, как правило, было предпочтительным для женщин-правительниц. Термин "иль бильге - провинциальные знания", который когда-то был характерен для правителя женщины (в смысле мудрости и знания в провинции, штате и стране), через некоторое время был забыт, и вместо этого было открыто название "теркен".

Махмут Дивану Лугати из Кашгара пишет, что "теркен" означает султан, каган (правитель), тот, которому подчиняютя. Юсуф Хас Хаджиб связывает это слово с властью правителя. Особенно у сельджуков и в Хорезмшахе, женщинах с именами Теркен довольно много.

Жену хорезмшаха Иль Арслана (1156 – 1172) также звали Теркен. Когда ее муж скончался, Султан Шах, ее собственный сын, сел на трон, но другой сын Иль Арслана, Алааддин Токуш (Тешиш), обратился за помощью к каракитайцам и выступил против него. Наконец, когда бои закончились, Алааддин убил свою мачеху (1174).

Жена Алааддина Токуша половецкая девушка тоже носила имя Теркен. Влияние этой очень турецкой женщины было довольно сильным на ее сына Мухаммеда. Говорят, что у нее было семь священнослужителей, она была покровителем религии и мира, принцессой тюрков и ангелом всех женщин. До преклонного возраста слыла красавицей. После Отрарской войны между Хорезмшахом и Чингизханом, она была взята в плен и увезена в столицу монголов Каракурум, где умерла в 1233 году.

Хюррем Султан

Считается, что Хюррем Султан одна из самых важных женских фигур в истории Османской империи, родилась в 1500 году, хотя ее точный день рождения не известен. Значение персидского имени Хюррем, данного ей гаремом - счастливая.

Хюррем Султан, дочь священника, согласно западным записям, была захвачена из Галицкого региона, в прошлом Роксалании. Возможно, была православной. В качестве подарка отправлена во дворец крымским ханом в юном возрасте, привлекла внимание своим умом.

Кесем Султан

Кесем Султан, несомненно, является одной из самых ярких женщин в истории Османской империи. Хасеки Ахмеда, мать Мурада и султана безумного Ибрагима, бабушка Мехмета. Валиде, Махпейкер, Хатидже Махпейкер, Кесем султан, Великая Валиде Султан - ее известные имена. Среди женщин Османской династии она использовала власть султана, чтобы утвердить смену престола.

С 1603 по 1651 год она была самой влиятельной женщиной Дворца. Но это позволило Османам преодолеть критическое междуцарствие. Во дворец она вошла как наложница в юном возрасте и поднялась в ранг Валиде Султан.