История этой машины начинается ещё в 80-х, когда появилось несколько серьёзных самолётов, среди которых F\A-18 и Rafale, тогда и микояновцы решили не отставать от своих заклятых друзей и занялись модернизацией своего главного детища МиГ-29.
Результатом стал МиГ-29М, этот самолёт был эффективнее, надёжнее и мог применять больше видов оружия. Шесть прототипов отлетали испытания, самолёт под индексом МиГ-33 должен был появиться в войсках, но грянули 90-е и стране стало не до нового навороченного истребителя, собственно говоря, даже МиГ-29 с 92 года не закупали. Но, сотрудники конструкторского бюро продолжали разработки за счёт собственного ресурса и голого энтузиазма.
К началу 2000-х годов был создан МиГ-29М2 двухместный вариант 29М. Наконец появился шанс возродиться, в 2007 году самолёт М2 представили в Индии, самолёт получил индекс МиГ-35 и принял участие в престижном тендере. ВВС Индии хотели купить сразу 126 истребителей, естественно, в такой торг вцепились все известные фирмы в результате тендер выиграли французы.
Поражение МиГ-35 в этом тендере можно объяснить двумя основными факторами: во-первых у Индии российских самолётов очень много – МиГ-29К на кораблях, Су-30 на земле, не говоря ещё об очень большом количестве советских самолётов, ребята просто не хотят попасть в зависимость от одной страны, что вполне логично, а с французами у них уже есть опыт работы по Ягуарам и Миражам.
Во-вторых МиГ-35 получил огромное количество инноваций по сравнению с МиГ-29, это, конечно, хорошо и даёт большой потенциал, но машина была ещё очень сырой и многие её системы не показали требуемых параметров. Но труд конструкторов не пропал даром, самолёт в первом квартале 2017 года прошёл ряд лётных испытаний и тестов, что впоследствии стало основанием ввода его в строевые части ВКС России.
Почему же МиГ-35 закатили такую пафосную презентацию, чем он отличается от МиГ-29? Чтобы ответить на этот вопрос, надо, как говорится, залезть под капот. На первый взгляд самолёт тот же самый, но при близких габаритах МиГ-35 отличается взлётной массой – она у него почти 30 тонн против 18.5 у МиГ-29, конечно, большая часть этой разницы это топливо, но 10 тонн, согласитесь, это очень много – самолёт изрядно поднакачался.
Машина получила весьма много новых конструктивных элементов, увеличился срок её службы и надёжность, был увеличен лётный ресурс на 3.5 тысячи часов. На морских вариантах МиГ-29К более жёсткие требования к эксплуатации и они более надёжны. Такие же технологии использовались для МиГ-35 в результате он получил новое шасси с повышенными амортизационными свойствами, адаптированным к российским дорогам и мог производить посадку и взлетать даже с повреждённых ВПП.
Машину оснастили двумя турбореактивными двигателями РД-33МК, тяга которых подросла незначительно, всего на 700 кг, зато ресурс увеличился с 2 тысяч часов до 6 тысяч.
Почему мы заговорили о ресурсе, дело в том, что МиГ-29 был очень сложен и дорог в обслуживании, такой же, как более тяжёлый истребитель Су-27, но эта машина более многофункциональна и поэтому военные решили брать МиГ-35, а не уступающий ему Миг-29. С ростом ресурса и надёжности самолёты стали намного дешевле в обслуживании и это решило многие проблемы.
Поговорим о вооружении, у МиГ-35 стало больше точек подвески и он может использовать полную номенклатуру вооружения, в том числе ракеты воздух-поверхность, с которыми он может работать по наземным и надводным целям, в отличие от МиГ-29 воевавшего только с такими же самолётами.
Если конструкция и двигатели МиГ-35 подверглись модернизации, то авионика самолёта стала полностью новой. По сравнению с Миг-29 с гидромеханическим управлением, новая машина получила электродистанционную систему управления с четырёхкратным дублированием. Установка на самолёт современного радара с активной фазированной решёткой обеспечило ему сопровождение сразу 30 целей на дальности порядка 160 км. Такой РЛС с АФАР не имеет даже Су-35, но истребитель пятого поколения должен обладать этими возможностями. Кабина самолёта претерпела изменения, обновлён шлем пилота и средства РЭБ.
Так, зачем же нам нужен МиГ-35, ведь скоро придёт на вооружение машина пятого поколения новейший ПАК ФА, но это очень дорогой и сложный самолёт и не получится иметь в строю много таких машин. У нас на виду пример Пентагона, пытавшегося приобрести более 200 единиц F-22 Raptor и так не купившего их даже с громадным, по нашим меркам, американским военным бюджетом. На данный момент в США закуплены всего лишь около 120 штук F-22.
Надо прямо сказать, что на мировом рынке вооружений такой лёгкий и недорогой истребитель пятого поколения привлечёт интерес стран Юго-Восточной Азии и латинской Америки. Да, в ВКС России ещё имеется Су-35, но им все дыры не залатаешь, так что недорогой и перспективный лёгкий истребитель МиГ-35 послужит отечеству в решение тех нелёгких задач, которые стоят перед Россией.