Найти тему
OVER 9000

Так нужно ли менять масло в АКПП ? И как оно, вообще, работает.

Вопрос, до сих пор вызывающий тысячи сломанных копий на форумах и разнообразных тематических сайтах. И правильный ответ есть. Вот только он не так однозначен, как многим хочется. Но для начала немного теории.

Если не вдаваться в тонкости и сложную терминологию, то масло в автоматической коробке передач нужно для двух вещей. Для передачи крутящего момента от выходного вала двигателя к валу самой коробки передач - раз. И для привода в движение исполнительных механизмов переключения передач внутри самой АКПП - два. По первому пункту приведу простой и понятный пример. Возьмите стакан с густой сметаной, опустите в него ложку. Начните медленно мешать. Ложка будет мешать сметану, стакан будет стоять на месте. Начните увеличивать обороты размешивания - после определенного
момента, стакан начнет вращаться на столе вслед за ложкой. И чем быстрее вы будете размешивать - тем меньше будет разница скоростей вращения ложки и стакана. Так вот, если провести аналогию, то ложка - это вал двигателя, а стакан - вал коробки передач. Ну а сметана - то самое трансмиссионное масло.
Устройство в АКПП, передающее крутящий момент посредством трансмиссионной жидкости (ATF - automatic transmission fluid) называется
гидротрансформатор, или, в простонародье - "бублик" (ввиду формы).

"Бублик" в разрезе
"Бублик" в разрезе

Ну а примером второй вышеописанной роли трансмиссионной жидкости может служить обычный шприц. Наберите воду в шприц без иглы, приставьте носик шприца к чему угодно - например, к коробку спичек, и резко нажмите на поршень. Очевидно, что под резким воздействием струи воды, коробок упадет. По схожему принципу (не падения, а совершения работы под действием гидравлического давления :) ) работает гидроблок АКПП (он же "мозги"), который и переключает передачи в нужной последовательности. И вот на гидроблоке-то мы и остановимся подробно, в свете вопроса необходимости замены ATF.

Технически, гидроблок представляет из себя сложную "многоэтажную" схему из различного диаметра и формы каналов. Причем, в каналах этих, под действием давления того самого трансмиссионного масла, передвигаются разного диаметра шарики - попеременно, и в строго заданном алгоритме, перекрывая те или иные отверстия в вышеуказанных каналах. При всём при этом, шарики эти весьма малы (ну навскдку - от 2 до 6 мм), диаметр отверстий в каналах и того меньше, и всё это щедро присыпано разнокалиберными (и такими же мелкими) вставочками, клапаночками, пружинками и
прочей рассыпухой.

два "этажа" гидроблока в упрощенном виде
два "этажа" гидроблока в упрощенном виде

А теперь, внимание - вопрос! Что происходит со всем этим добром спустя, скажем, 100000 километров или 5 лет пробега?

Правильно! Всё это начинает активно зарастать продуктами естественного износа деталей и старения трансмиссионного масла. Соответственно - откладываться внутри гидроблока и на его подвижных микроскопических деталях, затрудняя нормальную работу автомата. Но конечно, все эти беды не приходят внезапно. Сначала появляется задумчивость в переключениях, потом передачи "щёлкаются" всё натужнее, ну и затем уже начинаются всем известные рывки при переключениях. Конечно, причин такого поведения в любой автоматической коробке достаточно (DSG-подобные сейчас не рассматриваем, там вообще всё по-другому), но причиной рывков при переключениях передач на ходу как правило является забитый грязью гидроблок.
А вся соль ситуации в том, что едва заподозрив АКПП в "неправильной" работе (как правило, вследствие как всегда глупых советов разномастных форумных "спецов"), мы спешим менять в ней масло.
Или, что мы делаем, купив видавшую виды машину с немного "нервным", но вполне еще адекватно работающим автоматом? Ага. Уверенно везем на сервис, где просим поменять масло. И масло нам с радостью меняют. А уже спустя денек-другой мы с удивлением обнаруживаем, что доселе вполне нормально работающая коробка стала работать откровенно фигово, ушла в "аварию", или стала дико тупить и вообще неадекватно себя вести.

-4

Но как же так? Масло-то новое залили!

А ответ прост. Вся-то беда и есть в новом масле. Как и любая техническая жидкость, трансмиссионное масло имеет в себе комплект моющих присадок.
Цель их очевидна из названия: отмывать со стенок агрегата и исполнительных механизмов продукты износа, о которых я уже написал выше.

Итог? Закономерен. Вполне нормально (хоть и "жестковато") до этого момента работавший гидроблок, получил оторванный "тромб" из давно копившейся грязи, которую отмыло новое масло. Грязь эта пошла по тем самым узеньким каналам и элементарно забила один (или несколько) из десятков малюсеньких протоков, жизненно-важных для ее нормальной работы. Вот и вся любовь.

Вывод?

Да всё просто. Либо меняйте масло с самого начала эксплуатации новой машины (скажем, каждые тысяч 70, пока грязь не успела собраться большими слоями), либо не лезьте туда вообще, если история и реальный пробег неизвестны, а автомат нормально работает. Ибо, здесь всё как в старой-доброй пословице: не буди лихо, пока оно тихо.
Решать, как всегда, вам.

P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке! Вам не сложно, а мне поможет развивать это дело для вас.
Авто
5,66 млн интересуются