Наткнулся сегодня на пост на новость том, что в РФ выпущен первый отечественный смартфон и первая отечественная мобильная операционная система (ОС). Теперь рассматривается вопрос о том, что пересадить всех чиновников на эту платформу.
Нужно сказать, что да — был не совсем прав. Импортозамещение провалилось не везде.
Есть "Sailfish Mobile OS RUS", которая ещё в 2016 году была внесена в список российского ПО, и сертифицированная ФСБ. ОС разработана в рамках конкурса Минсвязи РФ по импортозамещению.
Более того, на этой ОС можно запускать многие приложения Android, хотя сама она к Android никакого отношения не имеет.
И, вот, сейчас под эту ОС выпущен отечественный смартфон "Inoi R7" (да, смешное название, но русское). Смартфон оттестирован, сертифицирован и готов к массовому производству.
Так, что снимаю шляпу и посыпаю голову пеплом — импортозамещение не пустые слова. Криво, косо, со скрипом но процесс идёт и надежда есть. Ура товарищи!
Что, купились? Да? Нет? Гадаете, что из сказанного правда? Всё правда. Но есть нюансы...
"Отечественная" ОС с исконно русским названием "Sailfish" это финская разработка под названием "Jolla", основанная на платформе MeeGo и ядре Linux.
В 2016 году к Jolla присоединилась российская компания «Открытая мобильная платформа» и буквально сразу оказалось, что это исконно–российская разработка, посыпались призы за импортозамещение.
Сертификат ФСБ получен в середине 2016, буквально через пару месяцев после того как «Открытая мобильная платформа» присоединилась к разработке ОС. Т.е. два месяца и финская ОС, полученная по лицензии, волшебным образом становится российской, в доску отечественной и очень безопасной.
Но окончательно российской (что бы это ни значило) ОС стала только сейчас, в 2018, когда Ростелеком купил пакет акций «Открытой мобильной платформы». Т.е. рецепт создания российского ПО ясен — создаём контору, получаем лицензию на импортную ОС, каким–то чудом за две месяца получаем сертификат ФСБ и, о чудо, она становится российской. Радуемся наградам за импортозамещение. Но не 100% российской — на 99%.
На 100% российской она становится только после того, как госконтора покупает российского разработчика, которому принадлежит лицензия. Вот это делает финскую ОС на окончательно и бесповоротно исконно российской.
Немного цифр. Везде, преподносится, что российские компании (холдинг ЕСН) владеют 60+% Jolla, настоящего разработчика Salifish, что делает разработку российской. Вот примерно так это звучит: "российский холдинг ЕСН приобрел 60% акций компании Jolla, разработчика Sailfish" и "Jolla оказалась под контролем российской компании". Казалось бы, да, но нет. на самом деле речь идёт о владении 65% акций "Открытой мобильной платформы", а вовсе не самой Jolla. По факту российским компаниями принадлежит лишь 9,27% гонконгской Sailfish Holding, которая является материнской структурой финской компании Jolla. Но кому это интересно? Поэтому продолжим.
Сразу после получения лицензии на ОС (тоже через пару месяцев), она была внесена в Единый реестр российских программ. При этом Минсвязи заявило, что больше никаких российских мобильных ОС разрабатываться и поддерживаться не будет, а правительство приняло решение, что в дальнейшем в реестр российском программ запрещается включать другие мобильные ОС, а весь включаемый офисный софт должен работать с Sailfish. Т.е. вот так ненавязчиво некто, купивший лицензию на импортное ПО, взял и убил разработку любой другой отечественной мобильной ОС и софта под неё. Отныне и вовеки веков, отечественной ОС может быть только финская разработка. Конкуренция так и процветает — зацените, красоту хода.
"Отечественный" же смартфон для отечественной ОС, это тоже лицензированной устройство "Jolla C". Можно посмотреть на табличку характеристик вот в этой проплаченной ура–патриотичной статье и убедиться лично — чуть–чуть отличается пластик корпуса и всё. Правда, "отечественная разработка" дороже оригинала на 3 тысячи. И при этом хуже. Частота ниже (при том же процессоре) и проблемы с софтом. Например, лицензией на Dalvik (java–машина Android) владеет только сама Jolla и по условиям лицензии работать он может только на оригинальных устройствах, но не на лицензионных клонах. Аналогичная ситуация и с другим софтом. Производится это все, естественно, вне РФ и в дальнейшем тоже будет производиться вне РФ ("Президент «Ростелекома» Михаил Осеевский рассказал прессе о том, что его компания уже ведет переговоры с вендорами о выпуске смартфонов с Sailfish, правда, пока что имена компаний не называются).
Первым под новую пилораму прогнули Почту РФ — она купит 15000 устройств.
А сейчас идёт разговор о том, чтобы раздать эту 100% отечественную разработку всем чиновникам. За гос счёт конечно же. По словам Осеевского предложение, скорее всего, будет поддержано, а его реализация начнётся уже в этом году.
Зачем чиновникам эти смартфоны, почему они не будут использовать свою любимые айфоны — это не важно. Важно лишь то, что у России теперь есть 100% отечественный финский смартфон и нужно лишь ещё немного скинуться.
И ещё раз напоследок о российском бизнесе –ради лицензированной финской ОС запретили господдержку любых других отечественных ОС.